Головченко Татьяна
Мастер-класс «Ментальные карты как метод развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд1 Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Головченко Т. Г. воспитатель I кв. категории «Усть-Кудинский детский сад». Обратите внимание на слайд: перед вами 4 картинки. Как вы думаете, что изображено на них?.
Слайд2 Тема мастер класса- «Мыслительные карты (ментальные карты) как средство речевого развития дошкольников».
Публикация «Мастер-класс „Ментальные карты как метод развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Слайд3 Введение ФГОС ДО, потребовало поиска новых форм и методов организации образовательной деятельности.
Изучая литературу и интернет- ресурсы в поиске новых форм и методов интерактивного обучения, я обратила внимание на методику составления мыслительных карт.
Слайд4 Цель мастер-класса : передача опыта использования метода мыслительных карт как средство речевого развития дошкольников. Что такое мыслительные карты? Это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод мыслительных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Слайд5 Немного истории
Метод мыслительной карты был создан американским ученым, бизнесменом Тони Бьюзеном, а в мир дошкольный пришел благодаря кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Слайд6 Уникальность этого метода в том, что он одновременно включает в себя работу и правого и левого полушария головного мозга, тем самым, позволяя в полной мере использовать наш потенциал.
Возможно, кто – то возразит: «Схемами пользовались всегда». Да! Но в традиционном обучении мы давали детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составлении ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели. В этом есть суть развивающего обучения – активно – деятельностного подхода.
Слайд7 Каким образом метод ментальных карт можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, а именно в развитии речи детей? Валентина Михайловна Акименко предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. По картам легко запоминать лексику, формировать и обогащать словарь ребёнка, придумывать предложения и рассказы. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. Так же использовать метод в работе с детьми с ЗПР, даёт огромные положительные результаты. Метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
Слайд8 Суть ментальных карт заключается в том что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Для этого
можно использовать не только слова, но и рисунки, картинки. Для создания карт используются только цветные карандаши, фломастеры, маркеры.
Каждая главная ветвь (ассоциация) имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
При работе с младшими дошкольниками необходимо использовать рисунки, картинки, достаточно использовать ветви второго порядка. Так как дети не умеют писать и читать вместо названий и понятий используем изображения (картинки).
В старшем дошкольном возрасте можно записывать слова (предпосылки грамотности).
Слайд9 В составлении карт могут участвовать :
- педагог (он может составлять карту по теме занятия. При этом ребёнок в ходе исследования- беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ.
-педагог в совместном взаимодействии с воспитанником (как закрепление материала по определенной теме или в проектной деятельности).
- работа с родителями (составление мини-карт - дети вместе с родителями, пополнение материала к картам)
Слайд10 В своей педагогической практике я использую метод ментальных карт при работе по развитию лексики (расширение объёма и активизации словаря, уточнение значения слов, при формировании грамматических категорий, при работе по развитию связной речи (карта может выступать в качестве вербальной основы высказывания, быть планом пересказа текста).
В условиях реализации ФГОС использование ментальных карт позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Эффективность этого метода в работе с дошкольниками неоспорима, непосредственное участие воспитанников в составлении карт способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей.
В результате применения ментальных карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
Слайд11 При использовании метода мыслительных карт - Дети научились самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, стали более активными при разговоре, словарный запас стал точен и разнообразен. С введением шкал экерс-р,в дальнейшем хочу использовать этот метод при планировании образовательной деятельности в режимных моментах в начале дня с детьми.
Слайд12 А теперь я бы хотела пригласить фокус- группу 4-5 человек.
Детям предлагается проблемная ситуация (возраст- подготовительная группа) : В детском саду праздник «День мам». Будет много гостей, наши любимые мамы. Гостей принято угощать. Чем же мы будем угощать?
Задание: Выберите, какое блюдо вы хотите приготовить (Салат, торт, компот). А какое полезное?
Уважаемые коллеги мы с вами составим рецепт салата, используя метод мыслительных карт. Отгадайте загадки, которые нам будут нужны для приготовления. (загадки на слайде).
Апельсина брат родной:
С золотистой кожурой,
Дольки в тонкой оболочке
Только меньше фрукт росточком. (мандарин)
Этот сладкий фрукт растет
В жарких странах круглый год.
Очень любят обезьяны
Кушать спелые (бананы)
Румяный шар растет на ветке.
Такое любят взрослые и детки,
И даже это любят бабочки,
Все потому что наливное (яблочко)
Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет? (груша)
Близнецы на тонкой ветке. Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад. Это сладкий. (виноград)
Можно придумать название салата.
По завершению расскажите про мыслительную карту ( защита: метод применяется в развитии речи детей)
Слайд 13 В заключении мастер – класса предлагаю ответить на вопрос: В условиях реализации ФГОС использование метода ментальной карты позволяет осуществлять интеграцию каких образовательных областей?
Слайд14 Закончить своё выступление я хочу словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».