Любовь Васильевна Глебова
Игра как средство развития произвольных форм поведения у дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад «Малышка»
Воспитатель Глебова Л. В.
Тема: Игра как средство развития произвольных форм поведения у дошкольника.
Актуальность:
Специалисты, учителя начальных классов всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, недостаточностью развития произвольного поведения, недоразвития волевых функций, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. Недоразвитие произвольности, импульсивность, неуправляемость поведения в настоящее время признаётся одной из основных причин школьной неуспеваемости.
Публикация «Игра как средство развития произвольных форм поведения у дошкольника» размещена в разделах
В нашем детском саду одна подготовительная группа и две старшие группы. Сложность работы педагога-психолога и педагогов дошкольного учреждения заключается в том, что большая часть детей, поступивших к нам в данные группы, не посещали детские образовательные учреждения, развивающие центры, Родители данных детей, в связи с занятостью на работе, не уделяли должного внимания воспитанию и образованию ребенка. Также большой процент семей, когда у нашего ребенка дошкольного старшего возраста в семье растут братишки и сестренки младшего возраста. И во многих семьях большего внимания удостаиваются младшие дети. И в первом и во втором случае наблюдаются педагогическая запущенность детей.
Основная идея:
Подвижные и дидактические игры играют большую роль в формировании произвольного поведения детей, развития речи и познавательных функций.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что ребёнок добровольно, с удовольствием подчиняется определённым правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребёнка деятельностью, игра учит добиваться цели и преодолевать импульсивные желания. Е. О. Смирнова отмечает, что в дошкольном возрасте произвольность формируется, прежде всего, в ведущей для дошкольников игровой деятельности. В ролевой игре дети намного опережают свои возможности в области регуляции собственного поведения. В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством формирования произвольного поведения являются игры с правилом, в которых действия ребёнка опосредуются представлением о том, как надо действовать в разных ситуациях.
Цель: формировать произвольное поведение у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. развивать умение подчиняться правилам игры;
2. учить считаться с мнением товарища;
3. развивать навыки рефлексии.
Участники проекта:
• Дети 5 – 6 лет;
• Родители;
• Воспитатели;
• Специалисты ДОУ.
Основные формы реализации : беседы с детьми; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры.
Ожидаемые результаты:
• Дети пользуются и подчиняются правилам игры;
• Дети самостоятельно воспроизводят правила игры и следят за соблюдением правил в игре;
• Дети самостоятельно вводят новые правила и соблюдают договор в процессе игры;
• Самостоятельно анализируют проведенную игру.
Этапы реализации проекта:
I этап — Организационный. Моделирование ситуации, выделение проблемы, планирование работы.
II этап — Практический:
1. Организация игровых мероприятий;
2. Проведение подвижных игр;
3. Проведение дидактических игр;
4. Проведение сюжетно-ролевых игр;
5. Проведение спортивных праздников со спортивными играми.
III этап — Презентация продукта деятельности:
1. Стендовая информация для родителей;
2. Фотовыставки;
3. Информация на сайте сада;
4. Рекомендации для родителей по проведению игр с правилами.
IV этап – Итоговый. Рефлексивная сессия: что получилось?
Выступление с докладом на Межрегиональном фестивале педагогических идей, г. Вихоревка. Написание статьи по данной теме (публикация 6 декабря 2020г., участие в Городском марафоне по преемственности сада и школы.
Критерии Кол-во детей До реализации проекта После реализации проекта
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Умение выполнять правила 27 19
70% 5
19% 3
11 %
7
26 % 6
22 % 14
52 %
Снижение импульсивности в поведении 22
81 % 2
8 % 3
11 % 16
59 % 6
22 % 5
19 %
Выводы:
Таким образом, результаты диагностики показывают эффективность проведенной работы по формированию произвольности поведения, дети учатся регулировать свое поведения, стабилизируется эмоциональный фон, развивается воля, дети сотрудничают друг с другом, с педагогами сада, с близкими людьми.