МААМ-картинки

Организация экскурсий в Музей народного быта как средство развития нравственно-патриотических качеств у детей

Ольга Функ
Организация экскурсий в Музей народного быта как средство развития нравственно-патриотических качеств у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила:

Функ О. С.

воспитатель МБДОУ

Детский сад № 289

г. Уфа

Музеи — неотъемлемая часть культурного наследия народа. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п. В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, больших и маленьких, всемирно известных и имеющих ограниченный круг посетителей. Свой музей существует почти в каждом городе планеты. Музеи стали очень разными и необычными.

Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему и способна решать задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

К сожалению, дошкольник, даже живущий в столице, не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа, именно поэтому создание мини-музеев в ДОУ несколько лет назад приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

В нашем ДОУ функционируют мини-музее Народного быта и два мини- музея «Уфа – любимый город» и «Чудо-дерево», представляющие собой в целом музейный комплекс.

Музей Народного быта формирует у детей представления об истории, культуре и традициях русского и башкирского народов, в мини-музее «Уфа – любимый город» дети знакомятся с историей Уфы, Демского района, их достопримечательностями, а в мини-музее «Чудо-дерево» узнают об особенностях, строении и разнообразии деревьев родного края, о взаимосвязи растений и животных, значении деревьев в жизни людей, необходимости бережного отношения к природе.

Почему же музейная педагогика, прочно вошедшая в ДОУ, остается актуальной и по сей день?

Во-первых, музейная педагогика в ДОУ - это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который знакомит дошкольников с феноменами окружающего мира, приобщает  к системе общечеловеческих ценностей, к истории, обогащает  патриотические чувства и развивает художественный вкус.

Во-вторых, актуальность музейной педагогики обусловлена соответствием основных характеристик музейной педагогики, как  современной образовательной технологии, концептуальным основам ФГОС ДО :

•    Имеет богатый содержательный и методологический аспект, для  познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников.

•      Несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности.

•      Развивает нравственно- патриотические качества детей, представляет собой развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.

Организация совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве, поэтому интеграция музейной педагогики в образовательный процесс на современном этапе чрезвычайно актуальна и перспективна.  

Экскурсии в Музей народного быта проводятся 1 раз в месяц, согласно графику работы и перспективному плану. Перспективно-тематический план работы включает в себя:

- Темы экскурсий;

- Связь с другими видами деятельности;

- Совместные народные праздники и развлечения ;

- Работа с воспитателями, родителями.

В приложение к перспективному тематическому плану разработаны конспекты экскурсий, которые составлены с учетом возможностей музея.

Для организации экскурсий используются следующие формы работы:

Проведение обзорных и тематических экскурсий для детей и родителей.

Проведение познавательных бесед и мероприятий.

Организация выставок.

Самостоятельное рассматривание экспонатов.

Мастер-класс по изготовлению экспонатов.

Работа по пополнению музея экспонатами.

Творческие игры, образовательные путешествия.

Чтение художественной литературы.

Исследовательская деятельность, экспериментирование.

Музицирование, прослушивание аудио - материалов, просмотр мини-презентаций.

Проведение праздников, развлечений.

Кроме того, музейная педагогика, дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом: наш ДОУ постоянно сотрудничает с музеем 112-ой Башкирской Кавалерийской Дивизии, Национальным музеем РБ. В процессе посещения этих музеев у детей есть детям возможность почувствовать разницу между музеем ДОУ и «взрослым» музеем. Если в детском саду они могут взять в руки экспонаты, рассмотреть их, исследовать, то в музеях города это сделать невозможно.

В Музее неродного быта для воспитанников и родителей были организованы выставки «Куклы наших бабушек», «История лампочки», «Мамины руки золотые», «Реликвия моей семьи», макетов «Достопримечательности г. Уфа», выставки рисунков, составлены памятки и рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию детей в семье.

Таким образом, организации совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики нашего ДОУ - это наиболее естественный и эффективный способ развития нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста, поэтому интеграция музейной педагогики в образовательный процесс остается чрезвычайно актуальной и перспективной на сегодняшний день.  

Публикации по теме:

Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба»Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба» У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о.

Стилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детейСтилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей Сообщение из опыта работы «Стилизованный русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей старшего.

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувствЭкскурсия как средство развития начала патриотических чувств Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация экскурсий в Музей народного быта как средство развития нравственно-патриотических качеств у детей
Опубликовано: 2 февраля 2025 в 15:30
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация экскурсий в Музей народного быта как средство развития нравственно-патриотических качеств у детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Функ (УИ 3109756) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД