Ольга Функ
Организация экскурсий в Музей народного быта как средство развития нравственно-патриотических качеств у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Функ О. С.
воспитатель МБДОУ
Детский сад № 289
г. Уфа
Музеи — неотъемлемая часть культурного наследия народа. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п. В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, больших и маленьких, всемирно известных и имеющих ограниченный круг посетителей. Свой музей существует почти в каждом городе планеты. Музеи стали очень разными и необычными.
Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему и способна решать задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
К сожалению, дошкольник, даже живущий в столице, не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа, именно поэтому создание мини-музеев в ДОУ несколько лет назад приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
В нашем ДОУ функционируют мини-музее Народного быта и два мини- музея «Уфа – любимый город» и «Чудо-дерево», представляющие собой в целом музейный комплекс.
Музей Народного быта формирует у детей представления об истории, культуре и традициях русского и башкирского народов, в мини-музее «Уфа – любимый город» дети знакомятся с историей Уфы, Демского района, их достопримечательностями, а в мини-музее «Чудо-дерево» узнают об особенностях, строении и разнообразии деревьев родного края, о взаимосвязи растений и животных, значении деревьев в жизни людей, необходимости бережного отношения к природе.
Почему же музейная педагогика, прочно вошедшая в ДОУ, остается актуальной и по сей день?
Во-первых, музейная педагогика в ДОУ - это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который знакомит дошкольников с феноменами окружающего мира, приобщает к системе общечеловеческих ценностей, к истории, обогащает патриотические чувства и развивает художественный вкус.
Во-вторых, актуальность музейной педагогики обусловлена соответствием основных характеристик музейной педагогики, как современной образовательной технологии, концептуальным основам ФГОС ДО :
• Имеет богатый содержательный и методологический аспект, для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников.
• Несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности.
• Развивает нравственно- патриотические качества детей, представляет собой развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.
Организация совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве, поэтому интеграция музейной педагогики в образовательный процесс на современном этапе чрезвычайно актуальна и перспективна.
Экскурсии в Музей народного быта проводятся 1 раз в месяц, согласно графику работы и перспективному плану. Перспективно-тематический план работы включает в себя:
- Темы экскурсий;
- Связь с другими видами деятельности;
- Совместные народные праздники и развлечения ;
- Работа с воспитателями, родителями.
В приложение к перспективному тематическому плану разработаны конспекты экскурсий, которые составлены с учетом возможностей музея.
Для организации экскурсий используются следующие формы работы:
Проведение обзорных и тематических экскурсий для детей и родителей.
Проведение познавательных бесед и мероприятий.
Организация выставок.
Самостоятельное рассматривание экспонатов.
Мастер-класс по изготовлению экспонатов.
Работа по пополнению музея экспонатами.
Творческие игры, образовательные путешествия.
Чтение художественной литературы.
Исследовательская деятельность, экспериментирование.
Музицирование, прослушивание аудио - материалов, просмотр мини-презентаций.
Проведение праздников, развлечений.
Кроме того, музейная педагогика, дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом: наш ДОУ постоянно сотрудничает с музеем 112-ой Башкирской Кавалерийской Дивизии, Национальным музеем РБ. В процессе посещения этих музеев у детей есть детям возможность почувствовать разницу между музеем ДОУ и «взрослым» музеем. Если в детском саду они могут взять в руки экспонаты, рассмотреть их, исследовать, то в музеях города это сделать невозможно.
В Музее неродного быта для воспитанников и родителей были организованы выставки «Куклы наших бабушек», «История лампочки», «Мамины руки золотые», «Реликвия моей семьи», макетов «Достопримечательности г. Уфа», выставки рисунков, составлены памятки и рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию детей в семье.
Таким образом, организации совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики нашего ДОУ - это наиболее естественный и эффективный способ развития нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста, поэтому интеграция музейной педагогики в образовательный процесс остается чрезвычайно актуальной и перспективной на сегодняшний день.