Полина Шпакова
НОД «Кладовая Земли» для детей старшей группы с применением информационно-компьютерной технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация образовательных областей:
«Познавательное развитие»: познакомить детей с полезными ископаемыми Земли (жидкие, твердые, газообразные, активизация слухового внимания, мыслительных процессов, памяти. Развивать умение проводить опыты и делать умозаключение от увиденного.
«Речевое внимание»: совершенствование умение детей самостоятельно излагать свои мысли, делать выводы, поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы воспитателя; познакомить с новыми словами шахта, карьер, газообразные полезные ископаемые.
«Социально – коммуникативное развитие»: формирование у детей позитивных установок к совместной деятельности, свободному общению.
«Физическое развитие» удовлетворение потребности детей в движении снятие статистического напряжения.
Методы и приёмы:
- практические: сюрпризный момент, игровая ситуация, гимнастика для глаз, проведение опытов, динамическая пауза.
- наглядные: демонстрация электронного пособия видео фильма к НОД.
- словесные: беседа, вопросы.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, мел, каменный уголь, железная руда, песок, вода, емкости для проведения опытов таблицы для записи результатов опытов, карандаш.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая 1. Сюрпризный момент.
Цель: сформировать у детей интерес к предстоящей деятельности.
2. Создание игровой ситуации.
Цель: способствовать возникновению у детей заинтересованности в восприятии материала
(проведение опытов)
Двигательная 1. Динамическая пауза
Цель: создать условия для динамической разгрузки детского организма.
2 Гимнастика для глаз.
Цель: снять напряжение, усталость с глаз.
Коммуникативная 1. Беседа.
Цель: создать условия для свободного общения, совершенствовать умение детей самостоятельно и полно излагать свои мысли, делать выводы; познакомить с полезными ископаемыми Земли (нефть, газ, уголь, мел, познакомить со способами добычи полезных ископаемых.
Познавательная 1. Проведение опытов.
Цель: учить самостоятельно, проводить опыты, записывать результаты увиденного, делать умозаключения.
2. Просмотр видеофильмов о добычи полезных ископаемых
Цель: способствовать возникновению у детей эмоциональной заинтересованности к восприятию материала.
№ Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемые результаты
1 : Ещё раз, доброе утро мои хорошие ребята. На улице ещё темно и холодно, а у нас с вами светло и тепло от наших с вами улыбок. Ведь улыбка – это то ясное солнышко, от которого становится тепло и светло. Поэтому давайте улыбнемся соседу слева, соседу справа и нашим гостям.
Выполняют инструкцию воспитателя. Снять эмоциональную нагрузку.
2 Сюрпризный момент
2.1 Ребята к нам с вами в гости пришёл гном Капитон и принёс интересное задание. Задание от гнома Капитона. Вам нужно из 5 букв составить слово и прочитать его. Дети делятся на группы и составляют из букв слово, читают его. Получилось слово Земля Сформировать интерес к предстоящей деятельности
3 Рассказ воспитателя о полезных ископаемых Земли
3.1 Ребята мы сегодня с вами будем говорить о тайнах Земли. Узнаем, что хранится, под Землей. Под Землей существует, ребята целый мир. Да ещё какой! Вот посмотрите.
Вам понравились эти пещеры?
По пещерам можно попасть глубоко под землю.
А мы сегодня с вам и поговорим о богатствах нашей земли полезных ископаемых.
Вопрос к детям:
Почему они называются полезными ископаемыми?
Правильно ребята, полезные ископаемые приносят пользу людям, их добывают двумя способами открытым – это карьеры.
И закрытым – это шахты.
Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют месторождением.
Полезные ископаемые которые добывают из под земли бывают жидкие, твердые и газообразные.
Ребята, а как вы думаете какие полезные ископаемые могут быть жидкими?
Это нефть – приносит огромную пользу человеку. С её помощью мы получаем свет, тепло, нефть приводит в движение самолёты, корабли, автомобили По другому нефть называют каменное масло. Посмотрите, как добывают нефть.
К газообразным относится – природный газ, он является типичным топливом, его широко используют в быту, в промышленности и для транспорта.
Ребята как вы думаете, где человек использует газ в быту? В промышленности? И для транспорта?
Просмотр детьми видео «Пещер – сталакнитов, сталактитов»
Ответы детей.
Ответы детей
Просмотр детьми видео о добычи полезных ископаемых на карьере.
Просмотр детьми видео о добычи полезных ископаемых в шахтах
Ответы детей
Просмотр видео добычи нефти.
Ответы детей на вопросы воспитателя Познакомить детей с пещерами под землёй.
Познакомить детей с добычей полезных ископаемых на карьере и в шахтах.
4 Зрительная гимнастика Выполнение упражнения детьми Снять зрительное напряжение, усталость с глаз
5 Сюрпризный момент
5.1 Ребята смотрите, а гном Капитон нам в узелочке с вами, что то принёс. Ой, смотрите, как вы думаете ребята, что это?
Посмотрите ребята- это железная руда – чёрного цвета, плотное вещество. Из неё изготавливают металл, а из металла ножницы, станки, столовые приборы, рельсы.
Ой, а это смотрите, что за чёрный камешек?
Правильно – это уголь. Уголь – чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, источник тепла.
А ещё одно вещество вы, ребята догадаетесь при помощи загадки
Он очень нужен детворе
Он на дорожке во дворе
Он и на стройке, и на плите
Он и в стекле расплавлен даже.
Песок – это рыхлая порода, состоит из минеральных маленьких частиц.
Вопрос к детям:
Какого цвета бывает песок?
Но, а это полезное ископаемое вам всем известно, что это? Где используют мел?
Ответы детей
Ответы детей.
Отгадывают загадку
Ответы детей.
Ответы детей Познакомить детей с твёрдыми полезными ископаемыми: каменный уголь, мел, железная руда
6 Динамичная пауза «Жидкие, твердые, газообразные» Выполнение движений детьми Удовлетворена потребность детей в движении, снято статистическое напряжение, создан положительный эмоциональный настрой на работу.
7 Опытническая деятельность
Давайте мы сейчас с вами представим, что мы исследователи. А кто такие исследователи? Правильно, ребята исследователи люди серьёзные, проводят свои исследования в лабораториях.
Раз, два, три повернись и в исследователей превратись. Вот мы с вами и превратились в исследователей, а свои исследования они проводят в лаборатории. Сейчас я вам предлагаю разбиться на группы по 4 человека и занять свои места за столами. Это и будет ваша лаборатория. Исследователи люди серьёзные, поэтому давайте мы с вами подумаем над правилами поведения лаборатории.
Правила, мы с вами проговорили для работы в ваших лабораториях.
Вы должны их соблюдать.
Послушайте задания, которые вы должны будете выполнить в лабораториях.
Вы будете проводить исследования с твердыми полезными ископаемыми по алгоритму и записывать результаты исследования в таблицу. Прежде, чем записать вы должны будете обменяться своим мнением о свойстве полезного ископаемого, и только потом вписать результаты в таблицу отметить знаками + если это свойство присутствует у этого полезного ископаемого, и знаком – если его нет. Потом выбираете одного из своей группы кто будет рассказывать нам о вашем полезном ископаемом по заданному алгоритму называете ваше полезное ископаемое, так как они у вас разные. А потом рассказываете о его свойствах: твердый сыпучий, рисует на бумаге, тонет в воде или нет, растворяется в воде или нет.
Воспитатель помогает детям в процессе деятельности детей.
Я вижу что вы справились все с заданием, прошу свои выводы рассказать другим детям. Ответы детей
Ответы детей. Дети проговаривают правила поведения в научной лаборатории.
Дети разбиваются на группы по своему желанию по 4 человека и рассаживаются за столы
Дети выполняют задание согласно алгоритму, обмениваются своим мнением и свои выводы записывают в таблицу, отмечая знаком + или -.
Дети рассказывают о своем полезном ископаемом по заданному алгоритму.
Познакомить детей с профессией исследователя, закрепить правила поведения работы в группах;
Закрепить правила поведения в работе с приборами и полезными ископаемыми
(мел, песок, каменный уголь, железная руда)
Созданы условия для реализации своей деятельности в проведении опытнической деятельности с полезными ископаемыми.
8 Итог
Оценка деятельности детей Дети оценивают свою работу, закрепляют что нового узнали, с чем познакомились Удовлетворение от своей работой на занятии.