Юрьева Любовь
Игра как средство общения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности.
Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Вообще, игра является одним из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением человека у него родилась потребность играть.
Публикация «Игра как средство общения дошкольников» размещена в разделах
Игра издревле считалось универсальным методом воспитания и обучения. На протяжении длительного времени изучению понятия «игра» посвящали свои работы многие исследователи: философы, педагоги, социологи. Они рассматривали игру с разных позиций, во многих аспектах. Дать единственное, правильное определение понятия игры весьма трудно, она слишком многогранна. Первым это подметил Й. Хейзинга. Он установил, что в древнегреческом языке было три понятия игры: пэдия (собственно детская игра, атиро (игра- забава, пустое развлечение, агон (поединок, соревнование). В санкрите он выделяет пять значений игры: игра детей; игра- шутка; игра- представление, фокусы; игра, как ряд случайных совпадений; игра как притворство. [1, с. 43].
«Психологический словарь» рассматривает понятие «игра» следующим образом: «Игра- один из видов деятельности человека и животных. Детская игра- исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности».[2, с. 117].
Философы утверждают, что игра представляет собой особую форму детской жизни, выработанную или созданную обществом для управления развитием детей; в этом плане она есть особое педагогическое творение, хотя творцом ее были не отдельные люди, а общество в целом.
Исследователи данной проблемы указывают на то обстоятельство, что в теоретической литературе игра рассматривается следующем образом:
1. Игра представляет собой отношение личности к окружающему миру;
2. Игра рассматривается как особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
3. Игра представляет собой социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);
4. Игра является деятельностью, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
5. Игра определяется как социально - педагогическая форма детской жизни, «детского общества».
Следовательно, все эти функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выгодского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. [3, с. 6].
Интерес человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимые для жизни навыки.
Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра- это самосовершенствование, стремление стать лучше.
Исторически сложившись как средство приобщения ребенка к культуре общества, игра сама стала элементом культуры, передающимся детям. Игра приобретает свою вещественную сторону в специальных предметах для игры - игрушках, текстах, в которых записываются правила и сюжеты.
Вообще, сущность игры состоит в том, сто в ней важен не результат, а сам процесс. Процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Д. Б. Эльконин считает, что мнимая ситуация, в которой ребенок берет на себя роли других людей и реализует типичные для них действия и отношения в особых игровых условиях, есть основная единица игры. Причем существенным моментом создания такой игровой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой [4, с. 5].
Таким образом, когда ребенок играет, можно сказать, что он присутствует в этом целиком. Следовательно, игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувство контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. [5,с. 22].
Проанализировав все что выше сказано мною была разработана программа «Веселые минутки» для детей дошкольного возраста, в ней учитываются психологические особенности детей. В этом возрасте происходит интенсивное развитие познавательной и интеллектуальной сферы ребенка. Это наиболее благоприятный период для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и воображения.
Целью программы стало изучение возможности игры, как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач: наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и эмоционально комфортным содержанием; выявить творческие возможности детей дошкольного возраста посредством игр; сформировать основы «игровой культуры»; создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; расширить кругозор ребенка посредством игры; развить коммуникативные способности детей; сформировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.
Программа разработана в три этапа:
Подготовительный этап, включает в себя несколько задач: познакомить с разнообразием игр; раскрыть индивидуальность каждого ребенка; развить основы коллективных отношений. И основная задача воспитателя, на этом этапе, не объяснять как надо играть, а принимать позицию партнера, играть вместе с ребенком.
На данном этапе у детей дошкольного возраста формируется позитивное отношение к игровой деятельности.
К концу подготовительного этапа дети должны : знать и соблюдать при организации игр «главные правила»; уметь выбрать среди участников игры «водящего», «голящего» с помощью разнообразных считалок; принимать активное участие в игровой деятельности; иметь навыки совместной, коллективной деятельности.
Продолжать работу по развитию личности в коллективе и формированию внутри коллективных отношений продолжает общеразвивающий этап. Он также включает в себя следующие задачи: обучать детей основным приемам проведения игры; реализовать творческие возможности ребенка путем самостоятельного проведения игры под руководством воспитателя. На данном этапе следует постепенно переходить к более сложным способам игры, используя для этого особые формы игры и развертывая сюжет.
Игровая методика данного этапа направлена на пополнение запаса игрового материала, овладения навыками проведения игры.
К концу общеразвивающего этапа дети должны : уметь быть участником и организатором игр; проявлять фантазию и творчество; иметь навыки коллективной деятельности; активно участвовать в различных формах социально- культурной деятельности.
И заключительный этап программы: практико - действенный этап. Задачи этого этапа: закрепить полученные знания, умения, навыки; создание творческого коллектива. На данном этапе большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей, формированию художественно- эстетических вкусов и нравственных качеств воспитанников. Ребенок должен научится согласовывать игровые действия с партнерами. Для этого следует приучать его пояснять смысл игровых действий. В конце этого этапа дети должны уметь использовать многообразие игр в предлагаемых обстоятельствах; принимать участие в игровых программах.
Таким образом, предмет игра является основным предметом программы «Веселые минутки». В этой программе игру можно определить как вид деятельности детей, способствующий их физическому и психическому развитию, эмоциональному состоянию, сплочение коллектива.
Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется выполнения условий:
1. Организационные условия - проведения игровой деятельности с детьми два раза в неделю;
2. Научно - методические условия – разработка планов работы на учебный год, обеспечение методической литературой;
3. Материально- технические условия – спортивный зал, игровой реквизит, музыкальный материал для оформления занятий;
4. Мотивационные условия – создание комфортных и благоприятных условий для проведения игр.
В последнее время в досуговой деятельности у дошкольников широкое распространение получили театрализованные программы и конкурсы, которые включают в себя комплексное использование различных типов игр: подвижных, спортивных, игр- аттракционов, игр- конкурсов. Каждая игра имеет свои цели, задачи, сюжет, своих героев. Игровые программы развивают у детей внимательность, стремление к победе, общительность, способность сопереживать, способность предвидеть нестандартное решение. Поэтому были включены в программу «Веселые минутки» ряд сценариев.
Таким образом, игровая деятельность развивает у детей чувство ритма, фантазию, чувство гармонии к себе и к окружающему миру, учит владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом и физическим телом.
В данном случае программа «Веселые минутки» воспитывает у детей, среднего дошкольного возраста, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное решение к результатам своей работы и всего коллектива сверстников, тем самым адаптируя его к социокультурной деятельности.
И в заключении хотелось бы отметить, что игра в дошкольной сфере занимает достаточно важное место. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
Литература :
1. Хейзинга Й. Человек играющий в тени завтрашнего дня. - М. : Прогресс, 1992
2. Психологический словарь. - М. : Сов. Энциклопедия, 1987
3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. как играть с ребенком. - М. : Педагогика, 2000
4. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Владос, 1999
5. Лентрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994