Марина Саенко
Игра как средство формирования коммуникативных умений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Игра как средство формирования
коммуникативных умений
и взаимоотношений у детей.
(из опыта работы)
Самоотчет по игровой деятельности воспитателя старшей группы «Ромашка» М. В. Саенко
Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка. Игра является наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей детей. И особенно сюжетно- ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре воспитывается умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивать ответственность за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слышать друг друга. Организуя сюжетно-ролевую игру я вовлекаю детей в прямое общение «ребенок- взрослый, ребенок- ребенок». Сюжетно-ролевые игры «Семья, Магазин, Детский сад, Больница»- это игры с более содержательным сюжетом или даже несколькими сюжетами. Например, игра «Магазин» - дети распределяют роли «продавец» - «покупатель». В первый день дети могут пойти в овощной магазин, на второй день в магазин игрушек, на третий день в магазин книг и т. д. В сюжетно-ролевой игре развивается речь ребенка. А именно диалогическая речь. Диалог. В нашей группе дети испытывают затруднения при построении диалога: не выслушивают друг друга, перебивают, не поддерживают общую тему для разговора. Поэтому есть над чем работать.
Публикация «Игра как средство формирования коммуникативных умений у детей» размещена в разделах
Необходимо развить коммуникативное качество «любознательный, активный» (т. е. задает вопросы взрослому, любит экспериментировать). Коммуникативное качество «овладение необходимыми умениями и навыками» (т. е. самостоятельно придумывать сюжет игры, договариваться, принимать роль в игре, соблюдать ролевое поведение.)
Свободная сюжетно-ролевая игра в семье -самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность применяемая в домашней обстановке. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетно-ролевой игры, действием в воображаемой условной ситуацией. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка реального ощутимого продукта, в ней все условно, все как будто «понарошку». В старшей группе «Ромашка» налажено сотрудничество с родителями. Родители принимают участие в изготовлении атрибутов для игр. Игра «Полиция», «Больница» сделана родителями, родителям рекомендуем играть со своими детьми в сюжетно-ролевые игры.
Лучше узнать друг друга детям помогают игровые ситуации. Например игровая ситуация «Скажи ласково».Садимся в круг, держим друг друга за руки и называем рядом сидящего ласково Наташа- Наташенька, Ваня -Ванечка, «Расскажи о своем друге».
Театрализованная игра, так-же является средством развития общения детей : дети познают мир. Передают эмоции,используют движения, мимику, жесты. Личный опыт: инсценировка (в начале игры так поприветствовали друг друга две подружки)
«Подружки»
- Привет Наташа!
- Привет Дашка!
- А почему ты меня так называешь?
- А тебе не нравится? Это же смешно.
Вот тут необходимо обязательно анализировать
ситуацию (Почему произошла ссора? Можно ли давать
обидные прозвища? Почему). Часто детям трудно рассказать что они чувствуют, или как на них повлияло то, что они пережили. Но они могут выразить все это посредством игры.
И конечно дидактическая игра. Дидактическая игра имеет две цели : одна обучающая, которую контролирую я, другая- игровая, ради которой действует ребенок. Главное, что бы эти две цели дополняли друг друга. И роль воспитателя - то есть моя -руководить познавательным процессом, обучить детей, а с другой стороны- выполняю роль участника игры, партнера.
Игры с предметами, словесные игры, настольно-печатные- все виды дидактических игр мы используем в своей работе.
Заключение: «Притча».
Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него неуслышанными. Я пытался достичь его сердце книгами, он бросал на меня озадаченный взгляд. В отчаянии я подумал «Как я могу пройти к его сердцу?» Он прошептал мне тихо,
на ухо «Поиграй со мной!»