Елена Желтова
«Сказкотерапия как средство формирования коммуникативных навыков у воспитанников с ОВЗ». В помощь учителю-дефектологу
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. В коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью, что ведет к поведенческим девиациям и формированию негативного образа «Я»В условиях модернизации образования актуальным становятся вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Важным условием успешного включения детей с ЗПР в образовательное пространство является максимальный учет их особых образовательных возможностей и потребностей. При этом эффективность коррекционной работы с детьми этой категории в значительной степени зависит от уровня сформированности коммуникативных умений, так как социальный опыт ребенка с ОВЗ. Одним из способов решения данной проблемы мы видим в использовании возможностей здоровьесберегающих технологий. ( А именно коррекционные технологии: арт-терапии, сказкотерапии, пескотерапия, технология воздействия цветом, психогимнастика. основная цель которых состоит в гармонизации развития личности через развитие коммуникативных навыков, способностей самовыражения и самопознания. В педагогическом процессе имеющиеся формы, средства для формирования коммуникативных навыков используются в традиционном формате фрагментарно, не достаточно. В работе используютя технологии, не отвечающие требованиям, необходимых для достижения воспитанниками целевых ориентиров.
Публикация «„Сказкотерапия как средство формирования коммуникативных навыков у воспитанников с ОВЗ“, В помощь учителю-дефектологу» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Таким образом, если в образовательный процесс включить системное использование здоровьесберегающих технологий ( коррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, пескотерапия, психогимнастика и т. д, то воспитанники с ОВЗ достигнут тех уровней развития коммуникативных навыков которые требует ФГОС.
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ,
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998г. ;
Приказ МОиН РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»;
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049- 13 от 15 мая 2013 года, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26;