Эльвира Чугунова
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности…»
В. А. Сухомлинский
Содержание деятельности Сроки (начало - окончание) Форма представления результата
1. Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме самообразования
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Изучение теоретических основ по организации условий формирования связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры (Список литературы см Приложение 1) Начало - сентябрь 2014г. ;
Окончание - май 2016г. Сообщение - теоретический анализ
2. Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса
Актуальность опыта:
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т. д.
Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное. Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия. Ролевая игра - это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примеряя их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
Целевая линия:
Цель представленного педагогического опыта заключается в формирование речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога средствами сюжетно-ролевой игры :
на бытовые сюжеты : в «дом», «семь», «праздники», «дни рождения».
на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей.
на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа ;
на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач;
«Режиссерские», в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.
Исходя из цели, определяются задачи:
1. Воспитание желания и умения совместно играть
2. Воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища)
3. Воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное.
Для осуществления данной цели необходимы следующие условия:
• необходимо, что бы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры;
• педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
• предметно – игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.
Воспитательно-образовательные возможности выбранной деятельности должны соответствовать, во-первых, основным принципам Образовательной программы ДОУ, а именно способствовать воспитанию таких личностных качеств дошкольника, как:
Самостоятельность, активность, проявление инициативы, обладание яркой индивидуальностью, эмоциональная отзывчивость на состояние других людей, красоту окружаего мира, обладание практическими навыками и умениями для внесения изменений в окружающую среду.
Во-вторых, соответствовать целевому компоненту представленного педагогического опыта. Создание условий через систему групповых и игровых занятий с детьми (работа в рамках самообразования, через работу с родителями.
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Ведущие ключевые идеи:
В сюжетно-ролевой игре происходит эмоциональное развитие, развитие интеллекта, воображения и творчества;
В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи;
Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы;
В сюжетно-ролевой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка;
Сюжетно-ролевая игра учит поведению в различных ситуациях и создает условия для совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Технологический аспект:
1. Изучение методической литературы Сентябрь - май
2014-2016 учебного года
2. Создание пространственно-развивающей среды в группе, способствующее накоплению опыта и творческой продуктивной деятельности на основе сюжетно-ролевых игр. 2014-2016 учебный год Оформление групповых зон со специализацией на сюжетно-ролевые игры
3. Создание предметно-игровой, обучающей и развивающей сред в группе на основе принципов работы в условиях комнаты со специализацией на материале сюжетно-ролевых игр. 2014-2016 учебный год Создание игровых уголков по обучению сюжетно-ролевых игр, обогащение музыкального уголка аудиозаписями, обогащение дидактического материала.
4. Разработка содержания занятий для. (I, II, III) года обучения детей 2014-2017 учебный год
(2014-2017) Составление перспективного плана работы, календарно-тематического планирования с включением театрализованной, словесной, изодеятельности, базирующихся на материале сюжетно-ролевых игр.
5. Развитие речевой активности словаря, умения выражать свои мысли и чувства.
Развитие воображения ребенка на приемах работы сюжетно-ролевой игры в воображаемых ситуациях. В течение всего проведения педагогического исследования периода Изучение активного словаря детей, уровня развития связной речи, развития воображения
6. Определение и организация формы работы с родителями 2014-2016 учебный год Консультации для родителей, анкетирование, памятки, папки-передвижки родительские собрания, выставки художественных работ, тематические вечера
7. Методическая разработка (изучение основ игр, технологий применения сюжетно-ролевой игры для развития дошкольника, изучение методов работы по развитию речи в сюжетно-ролевой игре) 2014-2016 учебный год Календарно-тематическое планирование индивидуальной развивающей работы с учетом результатов исследования детей. Составление картотеки игр перечня учебно -материальной базы.
8. Составление диагностического блока для оценки эффективности развивающего влияния средствами сюжетно-ролевой игры (исследование воображения, творческой активности, изучение активного словаря детей, уровня развития речи в сюжетно-ролевой игре) 2015-2016
учебный год Аналитическое заключение по результатам исследования детей
Перспективное планирование в группе среднего дошкольного возраста
на 2014-2015 учебный год
Содержание работы Сроки (начало-окончание) Форма представления
1. Изучение методической литературы, особенностей сюжетно-ролевой игры по среднему возрасту; комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми Август-сентябрь
2. Создание и оформление игровых уголков для сюжетно-ролевых игр, картотек игр Август-октябрь Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм :
- Поликлиника;
- Зоопарк;
- Театр;
- Супермаркет;
- Салон красоты;
- Школа.
Подбор иллюстраций, видеофильмов.
Оформление картотеки пословиц и картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда.
Приобритение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой "Профессия"
3. Проведение занятий с элементами сюжетно-ролевых игр "Моя семья", Ателье", "Магазин", "Профессия моряк". Ноябрь - февраль Календарно-тематическое планирование занятий по социальному миру
4. Организовать цикл бесед о профессиях:
- Беседа о труде учителя,
- Беседа о труде воспитателя,
- Беседа о труде инспектора ГИБДД
- "Мастера своего дела"
- Беседа о профессиях родителей. В течение года Методическая разработка (темы не входящие в НОД)
5. Консультации для родителей:
"Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"
"Роль игры в жизни дошкольника"
"Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста" Октябрь (II-III неделя)
Декабрь (I-II неделя)
Март (II-III неделя) Индивидуальная работа с родителями
6. Организовать продуктивные методы деятельности:
- Рисование с использованием нетрадиционных приемов "Мама (папа) на работе";
- Рисование собственных иллюстраций к творческим рассказам;
- Лепка "Профессии"
- Оформление выставки "Что мы знаем о профессиях родителей"
В течение года
Март
Июнь Методическая разработка, календарно-тематическое планирование досуговой деятельности детей
7. Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта (с использованием схем-подсказок) :
- "Что я видел стройке";"Мой папа строитель";
- "Учитель";
- "Кто бережет наш покой";
- "Защитник Отечества";
- "Стать космонавтами хотим";
- "Я хочу быть врачом". Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Февраль
Апрель
Май Календарно-тематическое планирование досуговой деятельности детей
8. Оформление книжки-малышки с рассказами и иллюстрациями "Мы будем работать. " Май ___
9. Просмотр видеофильма "Профессии взрослых людей" Апрель ___
10. Организация в настольно-печатные игры:
- Кому что надо для работы
- Профессии В течение года Самостоятельная игра детей
11. Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр :
- Поликлинника;
- Зоопарк;
- Театр;
- Супермаркет;
- Салон красоты;
- Школа В течение года Календарно-тематическое планирование сюжетно-ролевых игр в досуговой деятельности дошкольников
12. Проведение викторины "Все работы хороши - выбирай на вкус" Май Досуговое развлечение для детей
13. Проведение исследования у дошкольников творческой активности, активности словаря, уровня связной речи. Апрель-май Аналитическое заключение
Перспективное планирование в группе старшего дошкольного возраста
на 2015-2016 учебный год
Этапы проведения Работа по теме Результат
I этап (сентябрь) 1. Изучение методической литературы:
• Комплексное тематическое планирование.
• Изучение статей в журналах:
• «Воспитатель ДОУ»,
• «Дошкольное воспитание», «Обруч»
•
2. Мониторинг детей. 1. Программа «Детство" Т. С. Комаровой
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить 2. Образовательный процесс.
II этап (октябрь-ноябрь) 1. Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми
«Доктор Айболит»,
«Магазин»,
«Салон красоты»,
«Кухня».
2. Создать картотеку сюжетно-ролевых игр (Приложение 1).
1. Центры сюжетно-ролевых игр.
2. Картотека сюжетно-ролевых игр.
III этап (в течении года) 1. Составление перспективного плана по формированию межличностных отношении.
2. Работа с детьми по перспективному плану.
IV этап (январь-февраль) 1. Анкетирование родителей
2. Круглый стол для родителей «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей» (Приложение 2).
3. Оформление папки передвижки по формированию межличностных отношений дошкольников.
4. Составление консультационного материала для родителей:
- “ Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей ”(Приложение 4).
- “ Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников? ”(Приложение 5).
- “Современные дети, современные игры” (Приложение 3).
- Рекомендации для родителей (Приложение 6).
1. Анкеты.
2. Конспект образовательной деятельности.
3. Папка передвижка.
V этап (май) 1. Контрольный мониторинг детей.
2. Изготовление фотоальбома по сюжетно-ролевым играм.
1. Аналитические справки по мониторингу.
2. Фотоальбом
Список литературы
1. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013
2. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недорозвитием речи. - М., Издательский дом "Грааль", 2001.
3. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
4. Швайко Г. С. "Игры и игровые упражнения для развития речи", Москва, 1983г. (стр 3 - 8)
5. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. - Москва, Издательство "Скрипторий 2003", 2012.