Приложение МААМ

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста

Эльвира Чугунова
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности…»

В. А. Сухомлинский

Содержание деятельности Сроки (начало - окончание) Форма представления результата

1. Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме самообразования

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Изучение теоретических основ по организации условий формирования связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры (Список литературы см Приложение 1) Начало - сентябрь 2014г. ;

Окончание - май 2016г. Сообщение - теоретический анализ

2. Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса

Актуальность опыта:

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т. д.

Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное. Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия. Ролевая игра - это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примеряя их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

Целевая линия:

Цель представленного педагогического опыта заключается в формирование речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога средствами сюжетно-ролевой игры :

на бытовые сюжеты : в «дом», «семь», «праздники», «дни рождения».

на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей.

на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа ;

на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач;

«Режиссерские», в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.

Исходя из цели, определяются задачи:

1. Воспитание желания и умения совместно играть

2. Воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища)

3. Воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное.

Для осуществления данной цели необходимы следующие условия:

• необходимо, что бы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры;

• педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

• предметно – игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.

Воспитательно-образовательные возможности выбранной деятельности должны соответствовать, во-первых, основным принципам Образовательной программы ДОУ, а именно способствовать воспитанию таких личностных качеств дошкольника, как:

Самостоятельность, активность, проявление инициативы, обладание яркой индивидуальностью, эмоциональная отзывчивость на состояние других людей, красоту окружаего мира, обладание практическими навыками и умениями для внесения изменений в окружающую среду.

Во-вторых, соответствовать целевому компоненту представленного педагогического опыта. Создание условий через систему групповых и игровых занятий с детьми (работа в рамках самообразования, через работу с родителями.

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Ведущие ключевые идеи:

В сюжетно-ролевой игре происходит эмоциональное развитие, развитие интеллекта, воображения и творчества;

В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи;

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы;

В сюжетно-ролевой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка;

Сюжетно-ролевая игра учит поведению в различных ситуациях и создает условия для совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Технологический аспект:

1. Изучение методической литературы Сентябрь - май

2014-2016 учебного года

2. Создание пространственно-развивающей среды в группе, способствующее накоплению опыта и творческой продуктивной деятельности на основе сюжетно-ролевых игр. 2014-2016 учебный год Оформление групповых зон со специализацией на сюжетно-ролевые игры

3. Создание предметно-игровой, обучающей и развивающей сред в группе на основе принципов работы в условиях комнаты со специализацией на материале сюжетно-ролевых игр. 2014-2016 учебный год Создание игровых уголков по обучению сюжетно-ролевых игр, обогащение музыкального уголка аудиозаписями, обогащение дидактического материала.

4. Разработка содержания занятий для. (I, II, III) года обучения детей 2014-2017 учебный год

(2014-2017) Составление перспективного плана работы, календарно-тематического планирования с включением театрализованной, словесной, изодеятельности, базирующихся на материале сюжетно-ролевых игр.

5. Развитие речевой активности словаря, умения выражать свои мысли и чувства.

Развитие воображения ребенка на приемах работы сюжетно-ролевой игры в воображаемых ситуациях. В течение всего проведения педагогического исследования периода Изучение активного словаря детей, уровня развития связной речи, развития воображения

6. Определение и организация формы работы с родителями 2014-2016 учебный год Консультации для родителей, анкетирование, памятки, папки-передвижки родительские собрания, выставки художественных работ, тематические вечера

7. Методическая разработка (изучение основ игр, технологий применения сюжетно-ролевой игры для развития дошкольника, изучение методов работы по развитию речи в сюжетно-ролевой игре) 2014-2016 учебный год Календарно-тематическое планирование индивидуальной развивающей работы с учетом результатов исследования детей. Составление картотеки игр перечня учебно -материальной базы.

8. Составление диагностического блока для оценки эффективности развивающего влияния средствами сюжетно-ролевой игры (исследование воображения, творческой активности, изучение активного словаря детей, уровня развития речи в сюжетно-ролевой игре) 2015-2016

учебный год Аналитическое заключение по результатам исследования детей

Перспективное планирование в группе среднего дошкольного возраста

на 2014-2015 учебный год

Содержание работы Сроки (начало-окончание) Форма представления

1. Изучение методической литературы, особенностей сюжетно-ролевой игры по среднему возрасту; комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми Август-сентябрь

2. Создание и оформление игровых уголков для сюжетно-ролевых игр, картотек игр Август-октябрь Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм :

- Поликлиника;

- Зоопарк;

- Театр;

- Супермаркет;

- Салон красоты;

- Школа.

Подбор иллюстраций, видеофильмов.

Оформление картотеки пословиц и картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда.

Приобритение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой "Профессия"

3. Проведение занятий с элементами сюжетно-ролевых игр "Моя семья", Ателье", "Магазин", "Профессия моряк". Ноябрь - февраль Календарно-тематическое планирование занятий по социальному миру

4. Организовать цикл бесед о профессиях:

- Беседа о труде учителя,

- Беседа о труде воспитателя,

- Беседа о труде инспектора ГИБДД

- "Мастера своего дела"

- Беседа о профессиях родителей. В течение года Методическая разработка (темы не входящие в НОД)

5. Консультации для родителей:

"Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"

"Роль игры в жизни дошкольника"

"Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста" Октябрь (II-III неделя)

Декабрь (I-II неделя)

Март (II-III неделя) Индивидуальная работа с родителями

6. Организовать продуктивные методы деятельности:

- Рисование с использованием нетрадиционных приемов "Мама (папа) на работе";

- Рисование собственных иллюстраций к творческим рассказам;

- Лепка "Профессии"

- Оформление выставки "Что мы знаем о профессиях родителей"

В течение года

Март

Июнь Методическая разработка, календарно-тематическое планирование досуговой деятельности детей

7. Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта (с использованием схем-подсказок) :

- "Что я видел стройке";"Мой папа строитель";

- "Учитель";

- "Кто бережет наш покой";

- "Защитник Отечества";

- "Стать космонавтами хотим";

- "Я хочу быть врачом". Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Апрель

Май Календарно-тематическое планирование досуговой деятельности детей

8. Оформление книжки-малышки с рассказами и иллюстрациями "Мы будем работать. " Май ___

9. Просмотр видеофильма "Профессии взрослых людей" Апрель ___

10. Организация в настольно-печатные игры:

- Кому что надо для работы

- Профессии В течение года Самостоятельная игра детей

11. Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр :

- Поликлинника;

- Зоопарк;

- Театр;

- Супермаркет;

- Салон красоты;

- Школа В течение года Календарно-тематическое планирование сюжетно-ролевых игр в досуговой деятельности дошкольников

12. Проведение викторины "Все работы хороши - выбирай на вкус" Май Досуговое развлечение для детей

13. Проведение исследования у дошкольников творческой активности, активности словаря, уровня связной речи. Апрель-май Аналитическое заключение

Перспективное планирование в группе старшего дошкольного возраста

на 2015-2016 учебный год

Этапы проведения Работа по теме Результат

I этап (сентябрь) 1. Изучение методической литературы:

• Комплексное тематическое планирование.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание», «Обруч»

2. Мониторинг детей. 1. Программа «Детство" Т. С. Комаровой

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить 2. Образовательный процесс.

II этап (октябрь-ноябрь) 1. Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми

«Доктор Айболит»,

«Магазин»,

«Салон красоты»,

«Кухня».

2. Создать картотеку сюжетно-ролевых игр (Приложение 1).

1. Центры сюжетно-ролевых игр.

2. Картотека сюжетно-ролевых игр.

III этап (в течении года) 1. Составление перспективного плана по формированию межличностных отношении.

2. Работа с детьми по перспективному плану.

IV этап (январь-февраль) 1. Анкетирование родителей

2. Круглый стол для родителей «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей» (Приложение 2).

3. Оформление папки передвижки по формированию межличностных отношений дошкольников.

4. Составление консультационного материала для родителей:

- “ Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей ”(Приложение 4).

- “ Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников? ”(Приложение 5).

- “Современные дети, современные игры” (Приложение 3).

- Рекомендации для родителей (Приложение 6).

1. Анкеты.

2. Конспект образовательной деятельности.

3. Папка передвижка.

V этап (май) 1. Контрольный мониторинг детей.

2. Изготовление фотоальбома по сюжетно-ролевым играм.

1. Аналитические справки по мониторингу.

2. Фотоальбом

Список литературы

1. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013

2. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недорозвитием речи. - М., Издательский дом "Грааль", 2001.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.

4. Швайко Г. С. "Игры и игровые упражнения для развития речи", Москва, 1983г. (стр 3 - 8)

5. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. - Москва, Издательство "Скрипторий 2003", 2012.

Публикации по теме:

Индивидуальный план на 2011–2016 уч. год «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Актуальность Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь.

Методический семинар по теме «Персонализированная сказка как средство формирования связной речи у детей 5–7 лет с ОНР» Полноценное формирование личности ребенка невозможно без развития у него правильной речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических.

Отчет по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников» Работая с детьми я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей.

Мой план самообразования на 2015–2016 учебный год «Театр, как средство формирования связной речи дошкольников» Актуальность В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей В течении многих лет я уделяю много внимания интеллектуальному развитию детей. Я считаю, что ребёнок лучше обучается на занятиях, при прямой.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста Сюжетно - ролевая игра как средство развития межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст –.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Статья «Сюжетно-ролевая игра как средство реализации детей младшего дошкольного возраста» По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом для ребенка обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение этой игры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2016 в 22:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Чугунова (УИ 226490) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД