Наталья Овсяникова
Образовательные ситуации как средство и условие формирования конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, художественно-творческую. В свете ФГОС термин занятие сохраняется только по отношению к музыкальным занятиям и физкультурным.
В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация.
Публикация «Образовательные ситуации как средство и условие формирования конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Образовательная ситуация – это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки, так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.
Образовательные ситуации включаются в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Так же для формирования конструктивных умений можно использовать проблемные образовательные ситуации.
Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи; создание для обучающихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных задач.
В каждой образовательной ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель может направлять детей на поиск ее решения, помогать приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность, поддерживать положительный эмоциональный настрой. В процессе проектирования и организации образовательных ситуаций происходит интеграция содержания разных образовательных областей программы, установление их взаимосвязи и взаимодополнения.
Образовательная ситуация включает рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решили поставленную задачу. Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему обрадовались, удивились, огорчились и пр.). Рефлексивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Особенности дошкольного детства определяют ведущее место игровых образовательных ситуаций в педагогическом процессе. Тем самым реализуется положение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования о ведущей роли игровой деятельности в образовательном процессе детского сада. Вместе с тем соотношение игровых и реально-практических ситуаций зависит от возраста детей и решаемой педагогической задачи. В младших группах, несомненно, преобладание игровой формы ситуаций. В старшем дошкольном возрасте значительно усиливается роль реально-практических образовательных и условно- вербальных ситуаций.
В качестве особой формы организации образовательного процесса выступает экскурсия. Экскурсии на природу, по детскому саду, по родному городу позволяют познакомить детей с объектами и процессами в условиях естественной среды, найти ответы на разнообразные проблемные вопросы и интеллектуальные задачи. Воспитатель на экскурсиях, во время целевых прогулок может знакомить детей с новыми постройками, архитектурными особенностями сооружений, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Это дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог может поощрять красивые и добротные постройки, стремление внести украшающие детали, воспитывая тем самым художественный вкус детей.
Совместная деятельность педагога и детей может начинаться с элементов игры, сюрпризных моментов (неожиданного появления игрушек, вещей, приход гостей» и пр). Это заинтересовывает и активизирует детей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство (форма, величина, устойчивость) и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать.
Основополагающим моментом в конструировании выступает деятельность по обследованию предметов, дающая возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Как отметили Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько, важным средством развития мышления является детское экспериментирование в области конструктивной деятельности.
Булычева А. отмечает необходимость наличия интереса к деятельности, наличия мотивации, положительного отношения к познанию, проявляющейся в дошкольном возрасте, направляемая познавательной задачей. При этом Подъяков Н. так же видит необходимость в организации «детского экспериментирования», а так же наблюдения различных закономерностей, побуждать у детей интерес к открытию самых закономерностей, к обнаружению общего в конкретных проявлениях.
Булычева А. утверждает, что необходимо создавать условия для положительно-эмоционального отношения к познавательной задаче, которую можно задавать символическими средствами (создавать воображаемую ситуацию) и включать проблемные ситуации (задачи-загадки, собственно задачи, и при этом выделять момент нахождения решения, положительно отмечать у детей преодоление трудностей в процессе решения.
Окружающий дошкольника мир наполнен содержанием, к познанию которого, дети проявляют интерес. Этот мир разнообразен, многогранен, иногда даже противоречив и неоднозначен. Его восприятие вызывает у дошкольника определенные эмоции. Информация, поданная в интересной для ребенка форме, вызывает эмоциональное восприятие, заинтересованность, побуждает принять участие в событиях. Это способствует формированию такой внутренней мотивации, которая проявляется в младшем и сохраняется в старшем дошкольном возрасте. Использование оригинальных игрушек и необычного материала, занимательная форма подачи материала вызывают интерес, удивление стимулируют любознательность, способствуют формированию внутренней мотивации. В этом возрасте необходима игровая мотивация. Мотивы – это то, что побуждает человека к деятельности. Психолог А. Н. Леонтьев подчеркивал, что деятельности без мотива не бывает. Мотивация призвана возбудить у детей интерес к изучаемому и его мыслительную активность. Еще А. С. Выготский говорил о том, что прежде чем призвать ребенка к какой либо деятельности, нужно заинтересовать его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее. На основе игровой мотивации дети начинают создавать из набора строительных элементов целостные постройки, сходные с реальными предметами. Постепенно деятельность детей приобретает целенаправленный продуктивный характер. Сначала такие постройки дети создают для игры, в которой они используют мелкие игрушки. Обыгрывание готовой постройки даёт возможность детям выделить существенное свойство предмета, воспроизведённого в постройке, — его функцию – и обнаружить связь между этой функцией и строением предмета. В дальнейшем интерес к воспроизведению в постройках существенных особенностей предметного мира проявляется независимо от игровой поддержки.