МААМ-картинки

Игра как социокультурный фактор развития

Светлана Леонова
Игра как социокультурный фактор развития
▼ Скачать + Заказать документы

Я Леонова С. Е. ,

учитель-логопед

НДОУ «Детский сад № 115 ОАО «РЖД»

ИГРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-

ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация

Статья посвящена проблеме организации коррекционно-педагогической помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Использование игровых технологий рассматривается в качестве одного из самых значимых для полноценного речевого развития детей факторов социокультурной среды детского сада. Статья носит научно-методический характер.

Публикация «Игра как социокультурный фактор развития» размещена в разделах

Язык и речь играют важнейшую роль в развитии личности ребенка. В настоящее время в России и за рубежом проведено множество исследований, в которых изучается роль отдельных социокультурных факторов в формировании речевой способности у детей в различных возрастах (И. В. Равич-Щербо, Н. А. Сонина, Д. Н. Чернов). И хотя ученые признают важность изучения различных социальных контекстов для развития детской речи, экспериментально подтверждена значимость факторов общесемейной среды для своевременного и правильного формирования речи детей [4]. Социокультурные условия жизни детей непосредственно предопределяют качественные и количественные характеристики их речи.

Как известно, в период дошкольного детства происходят наиболее значимые и важные качественные изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом как базисным знаком с его неограниченными возможностями словоизменения и формоизменения, что обеспечивает социально-коммуникативные потребности развития, общения и познания.

При наличии развивающей речевой среды ребенок практически овладевает диалогом, полилогом, монологом и фактически оказывается готов к обучению грамоте. Помимо правильного внешнего оформления ребенок должен уметь передавать экспрессию (эмоциональное отношение к содержанию речи и к собеседнику); речь должна быть содержательной, понятной, выразительной (эмоциональная насыщенность, интонация, акцент и т. д., действенной (влияние на мысли, чувства, поведение слушателей, учет их индивидуальных особенностей).

Если в этом процессе происходит сбой, и семейная среда не обеспечила полноценного развития речи ребенка, то на помощь приходят специалисты.

Своевременное выявление отклонений в речевой деятельности детей позволит оказать раннюю коррекционную помощь, проводить профилактическую и развивающую работу, корригировать личностные особенности детей. В связи с этим актуальной задачей современного дошкольного учреждения является поиск факторов, выступающих в качестве значимых социокультурных детерминант речевого развития с учетом социальной ситуации развития ребенка.

Одно и самых распространенных речевых нарушений в дошкольном детстве – это ее фонетико-фонематическое недоразвитие. В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема рассматривается в работах Г. В. Гуровец, С. И. Маевской, И. И. Панченко, О. В. Правдиной, Е. Ф. Соботович, М. Ф. Фомичевой и многих других. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР) определяется как «нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем» [1].

У детей шестилетнего возраста с ФФНР в картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.

В коррекционном процессе дошкольного учреждения учитываются различные факторы его социокультурной среды, влияющие на речевое развитие ребенка (специальное обучение, благоприятная речевая среда, адекватная возрасту ребенка предметно-развивающая среда, но опыт свидетельствует о необходимости построения комплексной модели речевого развития детей с ФФНР на основе игровых технологий.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Игра стимулирует познавательную активность детей, позволяет актуализировать жизненный опыт, в игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей. Высокое развивающее воздействие, которое оказывает игра на все психические процессы ребенка-дошкольника, послужило основанием для ее изучения и использования в коррекционной педагогике.

В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведении, помогает воспитать необходимые умения и навыки, правильное отношение к социуму, к своему месту в нем и т. д. Во втором случае (между занятиями) игра помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях.

Исходя из определения среды как условия развития и становления личности (Е. В. Бондаревская, B.C. Библер, Л. C. Выготский, И. С. Кон, М. Монтессори, В. А. Сухомлинский, В. И. Слободчиков, К. Д. Ушинский, P.M. Чумичева, В. А. Ясвин и др., игровое пространство можно определить как специально организованную социокультурную предметно-пространственную среду, являющуюся «поисковым полем» ребенка, фактором его развития.

Игровое пространство мы понимаем как совокупность игровой деятельности, которая, по сути, является социокультурной практикой; предметно-развивающей среды (ее предметно-вещное наполнение, дизайн и особая архитектура, способствующей развитию социально-личностной сферы ребенка с вершиной в социальной компетентности, а также методического наполнения содержания психолого-педагогического сопровождения процесса социально-личностного развития ребенка как основного условия эффективности этого процесса [3].

На логопедических занятиях используются разнообразные виды игр: дидактические («Волшебный мешочек», «Найди ошибку», «Построй домики», «Отгадай букву», «Придумай слово» и т. д.); подвижные, часто применяемых в качестве физкультминуток («Перебеги дорогу», «Найди свой домик», «Собери букет»); творческие (строительные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые («В магазине», «Школа», «Библиотека»).

Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками различных представлений. Дошкольники совершают большое количество действий, учатся реализовывать полученные представления в разных условиях, тем самым повышая прочность и осознанность знаний.

Подобное сочетание можно проиллюстрировать на примере сюжетно-ролевой игры «Библиотека» и организации работы реальной библиотеки в детском саду. В специальном помещении была собрана литература для детей и взрослых, изготовлены формуляры и читательские билеты для воспитанников и сотрудников ДОУ. Открытию библиотеки был посвящен музыкально-литературный праздник. Началу работы предшествовало тесное сотрудничество с районной библиотекой №6 г. Ульяновска: заключение договора о сотрудничестве, экскурсии, викторины и литературные встречи на темы: «Жизнь и творчество К. И. Чуковского» (А. С. Пушкина, С. Михалкова). В результате такой работы значительно обогатилась сюжетно-ролевая игра детей в библиотеку, в их речи появились новые слова, словосочетания, речь стала более образной и эмоциональной.

Важное место в комплексной модели речевого развития детей с ФФНР занимает сотрудничество с родителями воспитанников. Так в детском саду был объявлен конкурс на сочинение литературного произведения и изготовление книги-самоделки на железнодорожную тематику. И дети, и родители с удовольствием приняли роли писателей, поэтов и сказочников, а изготовленные ими книги являются «гордостью» библиотеки нашего учреждения.

На использовании игровых технологий строится и работа родительского клуба «Речь», получившая положительные отзывы родителей. Под руководством педагогов родители осваивают методику проведения различных игр с детьми, а именно: словесные игры «Доскажи словечко», «Волшебная палочка», пальчиковые игры «В гости к пальчику большому», «Пальчики гуляют», игры на развитие общей и мелкой моторики «Хозяюшки», «Волшебные узелочки». Работа клуба способствует повышению интереса родителей к проблемам коррекции речи детей, укреплению социальных связей всех субъектов образовательного процесса.

Таким образом, игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одним из важнейших факторов социокультурной среды детского сада. Она приобретает особое значение в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическими речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каше, Г. А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст] / Г. А. Каше // Дефектология. – 1985. – № 1. – С. 74-80.

2. Селиверстов, В. И. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики [Текст] /В. И. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих // Хрестоматия по логопедии в 2 т. Т. II. / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М. : ВЛАДОС, 1997. – С. 554-576.

3. Сорокина, Н. М. Психолого-педагогическое проектирование игровового пространства в образовательной среде ДОУ [Электронный ресурс] / Н. М. Сорокина. – Режим доступа: https: // www.nngasu.ru/science/dissertation advice / avtoref_ sorokina.doc

4. Чернов, Д. Н. К проблеме социокультурной обусловленности речевого развития [Текст] / Д. Н. Чернов // Системная психология и социология. – 2012. – №5. – С. 77-84.

Публикации по теме:

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста Требования к речи педагога: • правильность- соответствие речи языковым нормам. Соблюдать основные орфоэпические нормы (правила литературного.

Сетевое взаимодействие как стимулирующий фактор профессионального и личностного развития педагогов «Сетевое взаимодействие как стимулирующий фактор профессионального и личностного развития педагогов» Зам. зав. по ВМР О. В. Вьюнова пгт. Тисуль,.

Доклад «Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста. слайд 2 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного.

Доклад «Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка»Доклад «Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Созвездие» Доклад на тему: «Конструирование.

Социализация как фактор развития личности школьника Выступление на тему: «Социализация как фактор развития личности» учителя начальных классов М. Горьковского филиала МБОУ Туголуковская.

Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным.

Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Созвездие» Доклад на тему: «Конструирование.

Экспериментирование в ДОУ как фактор развития у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельностиЭкспериментирование в ДОУ как фактор развития у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности Иванова Ирина Владимировна Воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 Выборгского района.

Автор публикации:
Игра как социокультурный фактор развития
Опубликовано: 12 января 2017 в 13:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как социокультурный фактор развития» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Леонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД