Надежда Николенко
Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Общение детей является необходимым условием возникновения и существования игры как совместной деятельности.
Физическое развитие неразрывно связано с интеллектуальным и личностным, и конечно оно должно проходить в форме игры, так как игровые мотивы преобладают в этом возрасте. Познавательное развитие ребенка включает знакомство с окружающим миром и природой. В современных условиях изучение природных явлений невозможно без экологического образования, без формирования у детей представлений о причинно-следственных связей в природе, их взаимосвязи с окружающей средой.
Публикация «Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Игра может рассматриваться как интегративная деятельность ребенка, в которой действия в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленным на их социализацию.
Различные виды игр:
• помогают объединиться в маленькие группы на основе личных симпатий, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу
• приучают к соблюдению в игре элементарных правил поведения (не отнимать игрушки, не толкать друг друга, не мешать играть, не ломать построек)
• развивают интерес у детей к окружающему, наблюдательность, побуждают сравнивать, различать, называть предметы
• развивают речь, обогащают словарь детей
• развивают самостоятельность в выборе игры
• поддерживают бодрое и радостное настроение, побуждают к активной деятельности
Дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. Возникновению игры способствуют наблюдения из окружающей жизни, литературных произведений.
У детей развивается умение :
• придумать несложный сюжет, выбирать роль
• выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (лечить, готовить обед, накрывать на стол)
• выполнять роль в совместной со сверстниками игре
• взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками, выполнять роль за себя и за игрушку
• придумывать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений
• совместно планировать игру, сообща выполнять задуманное
• устанавливать ролевое взаимодействие и ролевые взаимоотношения
Каждый компонент игры включает показатели игрового творчества детей.
Организация игры.
1. Подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей.
2. Проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре.
3. Использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок.
Содержание игры.
1. Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Сюжеты на основе личных впечатлений, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.
2. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Все роли выполняют дети.
Роль.
1. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ведется линия поведения, отражающая роль.
2. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Свободный переход от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.
Ролевые действия.
1. Действия разнообразны и отражают богатство действий изображаемого персонажа.
2. Действия развертываются в последовательности сюжета.
Речь.
1. Речь носит активный характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.
Общение.
1. Объединение в игре на основе интереса к её содержанию и интереса детей друг другу.
2. Взаимодействие в игре без конфликтов.
В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и статусу.
Американские психологи, изучавшие социальное общение детей от 2 до 5 лет в процессе игры, обнаружили, что становясь старше, они меньше играют в одиночестве и все больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные нормы поведения. Изолированные игры более характерны для детей от 1 до 3 лет, а социальные игры (связанные и совместные) – для дошкольников. Увеличение количества сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников связано с их развитой способностью переключать внимание с себя на других и с интересом к делам сверстников.
Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей.
Сюжетно-ролевая игра является одной из основных форм обучения детей, в которой происходит:
Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками с ориентацией на сопереживание.
Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.
Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование доверия к собеседнику.
Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Обучение детей речевым средствам общения.
Поощрение инициативы в игровом взаимодействии со сверстниками.
Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм, умственного развития, подготовки к школе, между тем, именно в дошкольные годы складываются первые стереотипы социального поведения формирующиеся в ведущем виде деятельности.