Оксана Яковлева
Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Созвездие»
Доклад на тему:
«Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка»
Воспитатель: Яковлева О. В.
г. Шадринск 2016г.
Публикация «Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Добрый день, уважаемые коллеги, вашему вниманию мы представляем доклад, посвященный теме: «Конструирование в младшем дошкольном возрасте, как фактор всестороннего развития детей» (1 слайд)
Конструирование – одно из самых современных направлений развития детей. Конструктор, позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психологические, творческие, развивается познавательная деятельность. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. (2 слайд)
Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию обучения и развития в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью конструкторов нового поколения «Полидрон».(3 слайд)
Ультрасовременный конструктор имеет разную возрастную направленность. Существуют наборы магнитного конструктора, как для самых взрослых детишек, так и для самых маленьких, которые только начинают свое знакомство с геометрическими фигурами, своими способностями.
Стоит отметить полную безопасность этого конструктора для детей. Дело в том, что детали отличаются особой прочностью, не малым размером и надежным креплением магнитиков внутри пластика, что полностью исключает возможность проглатывания их ребенком
Кроме того, актуальность конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);
-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день, конструкторы активно используются воспитанниками в игровой и самостоятельной деятельности. Идея сделать конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.
Цели и задачи проекта(4 слайд)
Цель проекта: Внедрение конструктивной деятельности с использование конструкторов нового поколения (Полидрон) в образовательный процесс ДОУ (во всех возрастных группах).
Задачи проекта: (5 слайд)
1. Обеспечить целенаправленное применение конструктов Полидрон в образовательном процессе:
- Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов в НОД по конструированию (1 раз в неделю) начиная со среднего возраста; в режимных моментах (1 раз в неделю) начиная с раннего возраста;
- Разработать и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности с использованием конструкторов нового поколения Полидрон для детей дошкольного возраста;
- Модернизировать центры конструирования во всех возрастных группах;
- Повысить образовательный уровень педагогов за счет обучения новым технологиям.
2. Повысить интерес родителей к конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
3. Разработать механизм внедрения конструирования (Полидрон, как дополнительной платной услуги.
С 2015 года наше образовательное учреждение активно работает в данном направлении и реализует инновационный проект через введение конструкторской деятельности в режимные моменты, начиная с группы раннего возраста.
В группе раннего возраста группе мы работали с мягким конструктором «Великан». (6 слайд)
Мягкий конструктор «Великан» наиболее подходит для детей данного возраста. Легкие нескользкие и в тоже время упругие детали можно использовать для организации двигательной активности; использование конструкторов с большим количеством деталей позволяет организовать как самостоятельную, так и групповую игровую, а также совместную со взрослым деятельность.
Основная цель этих занятий по конструированию была : развитие творческого кругозора, конструктивных умений и способностей детей младшего дошкольного возраста. (7 слайд)
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
* Познакомить детей с деталями конструктора.
*Помочь овладевать элементарными конструкторскими навыками : приставлять, прикладывать, соединять.
* Различать части построек по величине (большая — маленькая, высокая —низкая, длинная — короткая, узкая — широкая).
* Учить совместно со взрослыми конструировать по образцу.
* Развить представления о форме, величине, цвете.
* Развить желание строить по собственному замыслу, объединять постройки по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм. (8 слайд)
Для осуществления заявленной цели и поставленных задач, была разработана серия конспектов по конструированию из мягкого конструктора «Великан».
Мы хотим вам показать ряд занятий, которые мы проводили с детьми.
1. Вначале мы знакомились с конструктором, изучали его, учились, соединять делали. (9 слайд)
2. Далее идет ряд занятий, направленных на умение сравнивать детали по размеру, количеству и цвету. (10 слайд)
3. Далее идет уже непосредственное выполнение детей. (11-12 слайд)
На данном слайде показано как дети выкладывают дорожку для ежика из больших кирпичиков, простейших башен, также мы строили загончик для теленка, используя детали разных размеров, конструировали забор, далее создавали модель стола и стула, а также строили сказочный домик.
Все созданные постройки с большим удовольствием обыгрываются детьми.
В первой младшей группе мы использовали для занятий два конструктора «Полидрон магнитный» и «Полидрон Гигант».(13 слайд)
Основные детали конструктора «Полидрон магнитный» это квадрат и треугольник. Дети проявляют интерес к данному виду конструктора, детали легко соединяются, образуя различного вида постройки. Здесь, к примеру, дети конструируют квадрат и далее домик. (14 слайд) На данном слайде показано как Дети выкладывают, дорожку и коврик. (15 слайд)
Еще один вид конструктора : это «Полидрон Гигант», (16 слайд) при помощи его дети совместно с взрослым строят дома. В которых, затем с удовольствие играют. Детей очень привлекает данный вид конструктора, так как его детали большие яркие. Они играют в нем. С помощью этого конструктора легко обыгрываются многие сюжетно ролевые игры. (17 слайд и 18 слайд)
В этом году, в соответствии с возрастными особенностями детей мы решили взять для работы с детьми конструктор «Полидрон Малыш».(19 слайд). В основе конструктора лежат две основные фигуры - треугольник и квадрат, благодаря чему набор можно использовать для создания множества простых и сложных моделей. Просто удивительно, сколько пользы и радости таится в этих ярких деталях. Это не только захватывающая игра. Это замечательный тренажер, развивающий пространственное мышление: малыш знакомится с симметрией, осваивает такие понятия, как «выше», «ниже», «правее», «левее», «ближе», «дальше», учится работать по образцу. Полидрон Малыш тренирует образное и логическое мышление, цветовое восприятие, внимание, усидчивость, воображение, фантазию.
Для работы в режимные моменты мы разработали планирование конструктивной деятельности во второй младшей группе, (20-21-23-24 слайд)составлены конспекты занятий, разработаны схемы поэтапного выполнения задания (26-27-28-29-30 слайд)
На данном этапе мы уже познакомились с конструктором (31 слайд, со способами соединения деталей (31-32-33-34 слайд.)В дальнейшем задания постепенно будут усложняться, мы попробуем сконструировать ажурные снежинки, мост, ракету
В целом, завершая свое выступление, хотелось бы отметить, что реализация данного проекта позволила нам не только вызвать у детей интерес к конструированию из различных видов конструктивного материала, начиная с раннего возраста, а также способствовала развитию у детей целенаправленного конструирования; побуждала детей к практическому использованию выполненных ими построек; знакомила детей с простейшими способами конструирования (накладывать одну деталь на другую, приставлять детали друг к другу, обстраивать предмет) и т. д. Таким образом, в ходе диагностических исследований у детей 1 младшей группы отмечается положительная динамика в развитии конструктивных навыков, познавательной сферы, коммуникативной сферы, эмоционально-волевой сферы, личности в целом.
В дальнейшем мы планируем конечно продолжать работу в данном направлении.
Спасибо за внимание!