Оксана Яковлева
Доклад «Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Созвездие»
Доклад на тему :
«Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка»
Воспитатель: Яковлева О. В.
г. Шадринск 2016г.
Публикация «Доклад „Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка“» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Добрый день, уважаемые коллеги, вашему вниманию мы представляем доклад, посвященный теме: «Конструирование в младшем дошкольном возрасте, как фактор всестороннего развития детей»
Конструирование – одно из самых современных направлений развития детей. Конструктор, позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психологические, творческие, развивается познавательная деятельность. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них.
Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию обучения и развития в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью конструкторов нового поколения «Полидрон».
Ультрасовременный конструктор имеет разную возрастную направленность. Существуют наборы магнитного конструктора, как для самых взрослых детишек, так и для самых маленьких, которые только начинают свое знакомство с геометрическими фигурами, своими способностями.
Стоит отметить полную безопасность этого конструктора для детей. Дело в том, что детали отличаются особой прочностью, не малым размером и надежным креплением магнитиков внутри пластика, что полностью исключает возможность проглатывания их ребенком
Кроме того, актуальность конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);
-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день, конструкторы активно используются воспитанниками в игровой и самостоятельной деятельности. Идея сделать конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: Внедрение конструктивной деятельности с использование конструкторов нового поколения (Полидрон) в образовательный процесс ДОУ (во всех возрастных группах).
Задачи проекта:
1. Обеспечить целенаправленное применение конструктов Полидрон в образовательном процессе:
- Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов в НОД по конструированию (1 раз в неделю) начиная со среднего возраста; в режимных моментах (1 раз в неделю) начиная с раннего возраста;
- Разработать и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности с использованием конструкторов нового поколения Полидрон для детей дошкольного возраста;
- Модернизировать центры конструирования во всех возрастных группах;
- Повысить образовательный уровень педагогов за счет обучения новым технологиям.
2. Повысить интерес родителей к конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
3. Разработать механизм внедрения конструирования (Полидрон, как дополнительной платной услуги.
С 2015 года наше образовательное учреждение активно работает в данном направлении и реализует инновационный проект через введение конструкторской деятельности в режимные моменты, начиная с группы раннего возраста.
В группе раннего возраста группе мы работали с мягким конструктором «Великан».
Мягкий конструктор «Великан» наиболее подходит для детей данного возраста. Легкие нескользкие и в тоже время упругие детали можно использовать для организации двигательной активности; использование конструкторов с большим количеством деталей позволяет организовать как самостоятельную, так и групповую игровую, а также совместную со взрослым деятельность.
Основная цель этих занятий по конструированию была : развитие творческого кругозора, конструктивных умений и способностей детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
* Познакомить детей с деталями конструктора.
*Помочь овладевать элементарными конструкторскими навыками : приставлять, прикладывать, соединять.
* Различать части построек по величине (большая — маленькая, высокая —низкая, длинная — короткая, узкая — широкая).
* Учить совместно со взрослыми конструировать по образцу.
* Развить представления о форме, величине, цвете.
* Развить желание строить по собственному замыслу, объединять постройки по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм.
Для осуществления заявленной цели и поставленных задач, была разработана серия конспектов по конструированию из мягкого конструктора «Великан».
Мы хотим вам показать ряд занятий, которые мы проводили с детьми.
1. Вначале мы знакомились с конструктором, изучали его, учились, соединять делали.
2. Далее идет ряд занятий, направленных на умение сравнивать детали по размеру, количеству и цвету.
3. Далее идет уже непосредственное выполнение детей.
На данном слайде показано как дети выкладывают дорожку для ежика из больших кирпичиков, простейших башен, также мы строили загончик для теленка, используя детали разных размеров, конструировали забор, далее создавали модель стола и стула, а также строили сказочный домик.
Все созданные постройки с большим удовольствием обыгрываются детьми.
В первой младшей группе мы использовали для занятий два конструктора «Полидрон магнитный» и «Полидрон Гигант».
Основные детали конструктора «Полидрон магнитный» это квадрат и треугольник. Дети проявляют интерес к данному виду конструктора, детали легко соединяются, образуя различного вида постройки. Здесь, к примеру, дети конструируют квадрат и далее домик. На данном слайде показано как Дети выкладывают, дорожку и коврик.
Еще один вид конструктора : это «Полидрон Гигант», при помощи его дети совместно с взрослым строят дома. В которых, затем с удовольствие играют. Детей очень привлекает данный вид конструктора, так как его детали большие яркие. Они играют в нем. С помощью этого конструктора легко обыгрываются многие сюжетно ролевые игры.
В этом году, в соответствии с возрастными особенностями детей мы решили взять для работы с детьми конструктор «Полидрон Малыш». В основе конструктора лежат две основные фигуры - треугольник и квадрат, благодаря чему набор можно использовать для создания множества простых и сложных моделей. Просто удивительно, сколько пользы и радости таится в этих ярких деталях. Это не только захватывающая игра. Это замечательный тренажер, развивающий пространственное мышление: малыш знакомится с симметрией, осваивает такие понятия, как «выше», «ниже», «правее», «левее», «ближе», «дальше», учится работать по образцу. Полидрон Малыш тренирует образное и логическое мышление, цветовое восприятие, внимание, усидчивость, воображение, фантазию.
Для работы в режимные моменты мы разработали планирование конструктивной деятельности во второй младшей группе, составлены конспекты занятий, разработаны схемы поэтапного выполнения задания)
На данном этапе мы уже познакомились с конструктором, со способами соединения деталей. В дальнейшем задания постепенно будут усложняться, мы попробуем сконструировать ажурные снежинки, мост, ракету
В целом, завершая свое выступление, хотелось бы отметить, что реализация данного проекта позволила нам не только вызвать у детей интерес к конструированию из различных видов конструктивного материала, начиная с раннего возраста, а также способствовала развитию у детей целенаправленного конструирования; побуждала детей к практическому использованию выполненных ими построек; знакомила детей с простейшими способами конструирования (накладывать одну деталь на другую, приставлять детали друг к другу, обстраивать предмет) и т. д. Таким образом, в ходе диагностических исследований у детей 1 младшей группы отмечается положительная динамика в развитии конструктивных навыков, познавательной сферы, коммуникативной сферы, эмоционально-волевой сферы, личности в целом.
В дальнейшем мы планируем конечно продолжать работу в данном направлении.
Спасибо за внимание!