Назарова Алевтина
Игра как образовательная форма и как детская деятельность «Организация, возможности, риски»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра в содержании ФГОС ДО
«I. Общие положения»
Один из основных принципов Стандарта:
- реализация Программы в формах,
специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в
форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие
ребенка. (п. 1.2.(4)
Реализация программы:
«Развитие детей во всех пяти взаимодополняющих
образовательных областях» (ФГОС ДО 2.9.)
Публикация «Игра как образовательная форма и как детская деятельность „Организация, возможности, риски“» размещена в разделах
дидактические игры: познавательные, подвижные, речевые, музыкальные,
игры-драматизации и пр. ; игровые приемы; игровые формы; организованные игры и т. п.
Реализация программы:
«Развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях» (ФГОС ДО 2.9.)
дидактические игры: познавательные, подвижные, речевые, музыкальные, игры-драматизации и пр. ; игровые приемы; игровые формы; организованные игры и т. п.
Обеспечение условий «для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста» (ФГОС ДО 3.2.5.) «поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства» (ФГОС ДО 3.2.5.)
Игра как деятельность ребенка и игра как педагогическая (образовательно-воспитательная) форма
«Рассматривая воспитательное значение игры, мы имеем в виду игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста. Между тем даже в учебной педагогической литературе игру в ее педагогическом значении часто смешивают с игрой как возрастным проявлением ребенка. Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам»
(Усова А. П. Педагогика игры и ее насущные проблемы. //
Дошкольное воспитание, 1963, №1.)
Игра в содержании ФГОС ДО
«III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»
- «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», среди которых:
«создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;…
Поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской проектной, познавательной и т. д. …
Поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства…» (3.2.5.(2,4)
Что делать воспитателю с игровой деятельностью
(спонтанной самодеятельной игрой?
Руководить? Организовывать? Не вмешиваться?
Неумение детей самостоятельно Примитивизация игр
Организовать и развивать игру
Игра не развивается
Что делать?
Что делать воспитателю с игровой деятельностью
(спонтанной самодеятельной игрой?
1. Правильно определить место игры как образовательной формы и игры как ведущей деятельности в режиме дня.
2. Понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей.
3. Использовать грамотную методику педагогической поддержки игровой деятельности.
«Место игры» : Игра в образовательной программе дошкольного образования
- Образовательная деятельность в рамках занятий (непосредственно-образовательная деятельность)- организация дидактических игр в соответствие с содержанием образовательной работы по образовательным областям
- Организация культурных практик (образовательная деятельность в режиме дня) – проведение досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, организация совместных с педагогом сюжетных игр.
- Самостоятельная деятельность – педагогическая поддержка самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.
«Специфические задачи развития игровой деятельности» : Работа по педагогической поддержке самодеятельной игры воспитанников
- Группа раннего возраста – приобщение детей к разным играм (предметным (в т. ч. с составными и динамическими игрушками, сюжетным, подвижным, перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.
- 2-я младшая группа – обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами, формирование и развитие игровых действий, игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.
- Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.