Анастасия Куликова
Досуговая деятельность как форма профилактики асоциального поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Асоциальное поведение несовершеннолетних по-прежнему остается одной из важных проблем психологии образования. В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально значимыми задачами для семейного, школьного и общественного воспитания являются сдерживание роста девиации, повышение эффективности превентивных мер. Важным направлением работы педагогов современной школы становится социализация подрастающего поколения, создание условий для развития личностной, социальной, правовой культуры обучающихся. [/i]
Публикация «Досуговая деятельность как форма профилактики асоциального поведения» размещена в разделах
Главными причинами асоциального поведения среди подрастающего поколения является низкий уровень культуры, включающий культуру личных и семейных отношений. Современные средства массовой информации распространяют в большей степени идеи и ценности, противоречащие установкам нравственного формирования личности, что так же является фактором возникновения асоциального поведения среди подрастающего поколения. Я считаю, что педагог обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области профилактики, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в формировании личности и социализации несовершеннолетнего.
Преодоление асоциального поведения подростков требует широкого использования системы взаимодополняющих профилактических мер социально- экономического, правового, организационного, психологического и иного характера, среди которых значительное место занимает культурно-досуговая деятельность. Благодаря культурно-досуговой сфере мы имеем возможность создавать условия для формирования позитивной мотивации несовершеннолетних в развитии, учебе и социально-бытовых навыках. Культурно-досуговая деятельность способствует повышению познавательного интереса подрастающего поколения, формирует духовно-нравственное развитие личности.
Особенность культурно-досуговой деятельности заключается в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей – социальной и культурно – досуговой. Ключевым критерием при организации культурно-досуговой деятельности является учет психолого-педагогических факторов. Анализ психологии личности, групп и коллектива позволяет выбрать содержание и направление деятельности. Деятельность несовершеннолетних основывается на добровольности, личной инициативе и интересу к общению и творчеству. Оптимальное воздействие вырабатывается лишь после соответствующей подготовки на основе выбора специальных форм работы с детьми, что повышает эффективность профилактики.
Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая добровольность и личную инициативу в условиях досуга, задача педагога заключается в организации таких мероприятий, в которых заложены саморазвитие и творчество. Это является главным критерием отличия культурно-досугового направления от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность, где развитие и обогащение личности носят не столь добровольный характер.
На базе Большелогского центра помощи детям функционируют кружки дополнительного образования: «Компьютерные игры», «Экология на каждый день», «Театр малых форм», «Флористика», вокальный кружок «Росинка» и лекторий «Дорога к праву». Один раз в неделю, в наше учреждение приезжают сотрудники ОАО «РЖД» для проведения кружка «Юный железнодорожник». Все руководители объединений стараются разработать и реализовать эффективную программу для работы с воспитанниками. Я считаю, что именно активная реализация программ дополнительного образования:
• создает условия для духовно-нравственного развития личности каждого воспитанника;
• способствует выявлению и развитию у воспитанников способностей, практических навыков и умений самоорганизации собственной деятельности;
• обеспечивает соответствие поведения требованиям конкретного социального окружения и собственной системы ценностей;
• способствует усвоению определенных норм, ценностей, установок и ролей;
• способствует профессиональному самоопределению;
• формирует организационные, образовательные задачи, способствующие как развитию личности воспитанника, так и его успешной социализации в обществе.
Разнообразие форм и методов работы объединений позволяют педагогам проектировать индивидуальный подход работы с воспитанниками. Важно включать в работу все формы деятельности, как активную (ролевые игры, практические занятия, праздничные программы, тематические мероприятия, тимбилдинг и т. д., так и познавательную (исследования, дискуссии, интеллектуальные марафоны и т. д.). Изучение и внедрение различных форм и методов работы с воспитанниками является одним из главных показателей эффективности деятельности педагога. Так как именно участие детей во всех сферах и направлениях деятельности, позволяет раскрыть и проанализировать интеллектуальный и творческий потенциал воспитанников.
Итак, мероприятия культурно-досугового направления призваны способствовать гармоничному развитию личности, организации активного познавательного отдыха, пропаганде идей здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
Таким образом, система форм и методов организации профилактических мероприятий культурно-досугового направления весьма разнообразна. Она постоянно видоизменяется и пополняется, поэтому требует от педагога изучения научной и методической литературы, работы с веб-ресурсами, интерактивности, а так же изучения и внедрения инновационных методов, для качественной и эффективной реализации культурно-досугового направления работы с детьми.