Папки-передвижки

Элементарная поисковая деятельность как форма организации природоведческой работы с детьми

Оксана Колесникова
Элементарная поисковая деятельность как форма организации природоведческой работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Элементарная поисковая деятельность как форма организации природоведческой работы с детьми.

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

Публикация «Элементарная поисковая деятельность как форма организации природоведческой работы с детьми» размещена в разделах

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.

Методика организации поисковой деятельности. Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры).

Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить. ее дети не могут. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.

Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале — простые, содержащие однозвенные связи, затем — более сложные, содержащие цепочки связей.

Примерами познавательных задач могут быть следующие. Неживая природа : почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идет дождь, а зимой — снег? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает? И т. д.

Живая природа : могут ли растения расти без света (влаги, тепла? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин — часто? Почему рыба плавает? Почему заяц прыгает? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря — толстый? Зачем черепахе панцирь? Почему гусеницу не видно на листьях капусты? Почему сначала прилетают грачи, а потом — ласточки? Почему изменяется жизнь зверей зимой? И т. д.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее а н а л и з: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвижения предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений.

Дети могут предложить разные способы проверки. Предлагает их и воспитатель. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы. Распознающие наблюдения используются, как правило, когда необходимо установить свойства, признаки объектов. Например, при сборе ягод перед детьми ставится задача : определить, чем отличаются спелые ягоды от неспелых. Задача решается в ходе распознающих наблюдений. Сравнительные наблюдения могут быть использованы при сопоставлении 2—3 объектов для установления их своеобразия. Например, установить, какие животные передвигаются прыжками и почему.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты. Приведем пример организации поисковой деятельности, когда познавательная задача решается с помощью опыта. В ходе усвоения системы знаний о растениях детей необходимо подвести к пониманию того, что для роста растений нужна влага. Перед ними ставится познавательная задача:, прорастут ли семена без воды? Обсудив с детьми высказанные ими предположения, воспитатель спрашивает: «А как проверить, кто из вас прав?» Для проверки предположений организуется опыт : на два блюдца дети кладут вату, а на нее — одинаковое количество семян. В одном блюдце вату смачивают водой. Ход опыта дети фиксируют в дневнике наблюдений в виде рисунков-схем. В первом рисунке показывают, что семена помещены в разные условия, в последующих отмечают появление изменений. В каждом рисунке обязательно выделяется, при каких условиях произошли те или иные изменения. В заключение, когда изменения хорошо видны, воспитатель предлагает детям сравнить семена и сделать соответствующие выводы. Если ребята сомневаются, опыт следует повторить, а затем продолжить обсуждение его результатов.

При наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать, можно использовать эвристическую беседу. Приведем пример: на одной из прогулок дети обратили внимание на то, что сосульки с разных сторон крыши неодинаковы по величине. Причина этого явления их заинтересовала.

«Как ты думаешь, почему так?» — спросил один из детей.

«Здесь капает с сосулек, а там — нет. Поэтому они здесь меньше становятся»,— ответил другой.

«А почему же там не капает, с другой стороны? — И тут же сам догадался:— А, знаю! Здесь солнышко греет, а на той стороне нет солнышка! Там только к вечеру будет солнышко и недолго. Поэтому сосульки медленно тают».

Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что они делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам.

В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.

Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.

В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению.

Публикации по теме:

Клуб как форма организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Родители (законные представители) несовершеннолетних.

Образовательный комплекс «Как стать Неболейкой» как форма образовательной работы с детьми по формированию ЗОЖОбразовательный комплекс «Как стать Неболейкой» как форма образовательной работы с детьми по формированию ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Крепкое здоровье является предпосылкой к эффективному труду, творческой активности, к полному.

Консультация «Арт-терапия как форма работы с детьми в условиях реализации ФГОС до» Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование,.

Логопедическая ритмика как форма организации здоровьесберегающей работы С каждым годом, по наблюдениям специалистов, растет количество детей с различными патологиями и особенно речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР,.

Лэпбук, как новая форма работы с детьми ЛЭПБУК- ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК С НИМ РАБОТАТЬ. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного.

Мастер-класс «Оригами как форма организации совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми» Мастер -класс Тема: «Оригами как форма организации совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми» Цель: Представить педагогам.

Мотивация как форма работы с детьми при организации непосредственно образовательной деятельности Одним из залогов успешного занятия является мотивация. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов.

Презентация на тему «Экскурсия как форма организации экологической работы с детьми дошкольного возраста» Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. (Л. Н. Толстой.) Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации.

Проектная деятельность как форма организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста Развитие познавательного интереса развивающей к различным постарались областям канун знаний представляли и видам знакомства деятельности.

Элементарная исследовательская деятельность детей младшего возраста как средство познания окружающего мира Ребенок, появившийся на свет - уже исследователь. Желание получить новые впечатления, постоянно что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Элементарная поисковая деятельность как форма организации природоведческой работы с детьми
Опубликовано: 16 января 2019 в 19:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Элементарная поисковая деятельность как форма организации природоведческой работы с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Колесникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД