Лучший педагог года

Семинар — практикум Тема: «Экологический мост»

Зимаева Манас
Семинар — практикум Тема: «Экологический мост»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум

Тема: «Экологический мост»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами сада.

Задачи:

1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные); умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

2. Умение использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности;

3. Развивать познавательный интерес у педагогов;

4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

Теоретическая часть:

Доклад: «Экологическое воспитание дошкольников».

Практическая часть:

1. Экологический тренинг для педагогов

2. Разминка.

3. Расставь по местам.

4. Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

5. Упражнение «Дайте оценку»

6. Творческое задание.

7. Слово – эстафета

8. Итоги

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас пройдёт семинар-практикум на тему: «Экологический мост».

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.

А сейчас я предлагаю вам поделиться на 2 команды.

Для того чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать экологическое название команде и нарисовать эмблему.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

1. Разминка «Ромашка».

Уважаемые педагоги, перед вами находятся лепестки «Ромашки» с вопросами, и я предлагаю вам ответить на них.

1. Что такое ЭКОЛОГИЯ?

(«Экология – наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой»)

2. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников?

(Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

3. Почему на Ваш взгляд, экологическим воспитанием надо заниматься с дошкольного возраста?

(Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

4. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

(Каждый кто принес и приносит вред природе, когда –то был ребенком. Вот почему так велика роль педагогов и родителей в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Есть такое понятие «экологическая культура». Что оно включает в себя? Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой ит. д.) Одним словом, мы должны закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому предложите своим детям серию наблюдений: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, послушать шелест листьев, понаблюдать за насекомыми)

5. Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями по экологическому воспитанию?

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей: проведение родительских собраний экологической направленности («КВН», викторины, «Поле чудес», «Зов джунглей» и др.); участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой; выезды с детьми на природу; участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности; совместное озеленение территории детского сада; тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет…

6. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т. п.).

7. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?

(Это: уголок природы в группе; участок детского сада, дидактические игры, образовательная деятельность, экспериментирование и т. д….)

8. Что должно быть в уголке природы?

(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки….)

9. Что должно быть на участке детского сада?

(Деревья, кустарники, цветники, огород….)

10. Какие методы используются для экологического воспитания детей?

(Наглядные, практические, словесные.)

11. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.

(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, компьютерных презентаций….)

12. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра; элементарные опыты; моделирование….)

13. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.

(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы….)

14. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию.

(Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

2. Расставь по местам.

У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

1. Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т. д.);

3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

4. Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);

5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

6. Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

7. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

3. Блиц - конкурс

«Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).

3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

8. - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

9. - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

10. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

11. - Ворона кричит зимой – (к метели).

12. - Лягушки квакают – (к дождю).

13. - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

14. - Около луны звезда народилась – (к потеплению).

4. Упражнение «Дайте оценку»

Каждая команда получает задание: рассмотреть определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку. На решение отводится 5 минут.

1. Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор:

- Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине.

- Эти дырочки – глаза камня, так? Он через них видит?

- Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой - либо работы. Иди спокойно.

Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это еще что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

5. Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

2. Яблоко от яблони недалеко падает.

6. Слово – эстафета

Педагоги должны продолжить начатое ведущей высказывание:

«Мой воспитанник - будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я…»). При этом воспитатели передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.

И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку, д/игр по экологии, которые пригодятся вам в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

Выставка д/игр по экологии, папок, наглядности.

Публикации по теме:

Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя»Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя» Уважаемые гости моей странички, предлагаю вашему вниманию практикум-семинар "Педагогическое мастерство воспитателя" Данный семинар прошел.

Семинар-практикум для инструкторов по физической культуре ДООСеминар-практикум для инструкторов по физической культуре ДОО Семинар практикум для инструкторов по физической культуре ДОО «Здоровье - богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим» Цель: Повышение.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семинар — практикум Тема: «Экологический мост»
Опубликовано: 8 февраля 2025 в 23:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар — практикум Тема: «Экологический мост»» (включая файлы) размещена пользователем Зимаева Манас (УИ 3533996) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 февраля 2025 понедельник
Чудеса-кудеса!
Велесов День
Посвящается памяти А. С. Пушкина!
Праздник фасоли и горошинки!
Путешествуем в прошлое утюга!
11 февраля 2025 вторник
Международный день женщин и девочек в науке
Путешествуем по книгам Виталия Бианки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД