Людмила Королева
Игра для развития внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста «Перепутаница»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра "Перепутаница"
Цель: развитие зрительного восприятия, увеличение объема внимания, развитие переключения внимания, стимулирование концентрации, повышение избирательности; развитие памяти; мышления; формирование умения анализировать предложенный образец, формирование речевого оформления планирующих действий, стимулирование познавательной активности.
Публикация «Игра для развития внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста „Перепутаница“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2018
Данная игра объединяет множество задач. Первичной из них является развитие восприятия, где ребенок должен найти указанный в образце предмет среди зашумленного рисунка. Более того, предмет этот может быть перевернут в пространстве или быть в черном цвете. Это значительно затрудняет процесс его идентификации. Другим усложнением, способным формировать свойства внимания, является следование правилам в процессе выполнения задания, сосредотачиваясь на объекте, переключаясь с одного объекта и маркера на другой. Вместе с тем, ребенок, осуществляя анализирующие действия, запоминает у какого фрукта какая геометрическая фигура. Это позволяет ему в процессе игры наращивать скорость выполнения задания. Кроме этого важным моментом выступает формирование умения анализировать образец, следовать правилу, удерживать правило в процессе выполнения задания. Ещё ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи («на картинке мне нужно найти фрукт: грушу, яблоко, банан или лимон; на этой картинке из фруктов нарисован лимон, а на образце лежит на лимоне желтый треугольник, поэтому мне нужен тоже желтый треугольник и я его положу на картинку»). Речь может выступать сначала во внешнем плане, сопровождая деятельность, а затем переходит во внутренний план и деятельность значительно ускоряется.
На кого рассчитана игра:
-дети, уровень развития которых соответствует норме, но испытывающие трудности в формировании зрительного воспрития;
-дети, уровень развития которых соответствует норме, но испытывающие трудности в формировании свойств внимания;
-дети с задержкой психического развития;
-дети с интеллектуальной недостаточностью;
-дети с СДВГ…
Необходимые атрибуты для игры:
1. Геометрические фигуры четырёх форм (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и четырех цветов (синий, зеленый, красный, желтый)
2. Игровое поле «Перепутаница».
Инструкция: Перед ребенком располагают игровое поле в виде спирали, закрученной внутрь. Она разделена на части. В каждой части находится несколько рисунков, наложенных друг на друга. Они имеют разный цвет. В нижней правой части игрового поля последовательно расположены контуры рисунков: яблоко, груша, банан, лимон. Педагог дает возможность ребенку узнать, изображенные на контурах предметы. Затем, педагог уточняет, что все эти предметы- это фрукты и они растут на дереве. Указательным жестом педагог обращает внимание на нарисованные на игровом поле ветки деревьев. И ребенок уже сам проводит аналогию, зрительно запоминая, что фрукты растут на дереве. После этого образец маркируется и каждому фрукту присваивается геометрическая фигура определенного цвета.
Затем внимание ребенка педагог переносит на спираль. Сообщая о том, что «сейчас мы отправимся собирать фрукты, но это будет не просто, потому что они друг за другом спрятались. Мы должны их найти». Алгоритм деятельности прост: нужно последовательно узнавать и закрывать в соответствии с образцом фрукты, ведь у каждого фрукта своя геометрическая фигура.
Игра окончена тогда, когда ребенок достигает середины игрового поля.
Алгоритм проведения занятия:
1. Анализ образца.
2. Маркировка образца. На каждую картинку образца выкладывается определенная геометрическая фигура. В данном случае форма маркера соответствует форме дерева.
3. Объяснение правил игры.
ГБОУ Школа №1391 г. Москва
педагог-психолог Королева Л. Н.