Надежда Мамедхановна
Литературная викторина по произведениям, иллюстрированным знакомыми художниками
Литературная викторина по произведениям, иллюстрированным знакомыми художниками
Цели: Формировать представление о труде создателей книг.
Обобщить представления о творчестве художников иллюстраторов
Побуждать находить отличительные особенности, характерные изобразительные приемы разных художников-иллюстраторов. «художник изобразил».
Публикация «Литературная викторина по произведениям, иллюстрированным знакомыми художниками» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Активировать знание содержания литературных произведений.
Оборудование демонстрационное: портреты художников Ю. Васнецова
В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина, книги с их иллюстрациями выставки работ художников-иллюстраторов!
Ход занятия
Переходя от одной выставки к другой, педагог рассказывает, сопровождая показом:
-Создание хорошей книжки для детей - это великое искусство. Когда вы берете книгу в руки, то прежде всего смотрите - есть ли картинки. Если они есть, это очень интересно. Картинки это волшебство, по ним сразу можно что-то понять, над чем-то посмеяться, чему-то испугаться или уди- виться. Книжки для детей нельзя представить себе без иллюстраций.
Рисунки в книжках создают художники-иллюстраторы. Сегодня мы пого- ворим об их творчестве. Вспомните, кого из иллюстраторов детских Книг вы знаете. (Обобщив ответы детей, воспитатель продолжает рассказ.)
Юрий Васнецов иллюстрировал сказки. Мир сказки - это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над алом. Поэтому все герои Васнецова - храбрый петух, робкий заяц, смешной коз- ленок, лютый волк и плутоватая лиса - вызывают симпатию у юных чита- телей. Все иллюстрации Юрия Васнецова отличаются идеальным сочета- нием красок, художник использует множество декоративных элементов в оформлении костюмов сказочных героев и окружающей обстановки. Полюбуйтесь иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам и потешкам.
Вопросы:
-Посмотрите, какие иллюстрации по цвету? (Яркие, красочные.)
-А по характеру? (Веселые, смешные.)
-Кого нарисовал Ю. Васнецов? (Животных.)
-Посмотрите, как одеты его герои, как ходят. Что о них можно сказать? (Они, как люли: ходят на двух ногах, одеты, живут в домах.)
-Во что одеты животные? (У кота - бантик, рубашка, сапоги; козаи медведица в юбках; зайчата, медведи - в шубках, курточках.)
-Чем занимаются звери? (Трудятся, пляшут, спят.)
-Какие они по характеру? (Добрые, трудолюбивые.)
Воспитатель предлагает познакомиться с некоторыми детскими книгами с иллюстрациями Владимира Лебедева, который с детства как никто другой знал и любил животных. Поэтому с особой любо- он работал над книгами, главными героями которых являются звери. Вот, например, «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака. Посмотрите, как тонко прочувствовал художник мягкость, доброту, юмор и убаюкивающую мелодичность этой милой сказки.
Пела ночью мышка в норке:
«Спи, мышонок, замолчи.
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи».
Такими выразительными получились хлопотливая мышка-мать, важ- ная жаба, глупая свинья, хишная крыса, грациозная тетя-кошка с оча- ровательной мордочкой, нежно и лукаво мяукаюшая свой колыбель- ную. (Показывает иллюстрации.)
А кто помнит, чем заканчивается эта сказка?В книге «Сказка об умном мышонке» С. Я. Маршака художник рисует на каждом листе и на полях всех действующих лиц этой захватывающей истории. Посмотрите, кошка смотрит на нас словно живая. Она хищно оскалилась, глаза горят, усы топорщатся, уши торчком, спину выгнула. Вот-вот спрыгнет со страниц книжки. Обратите внимание, как точно иллюстрации Лебедева отражают стихи Маршака.
Вот еще одна книга, иллюстрированная В. Лебедевым. (Показываеткнигу «Усатый-полосатый».)
Вопросы:
- Как она называется?
- Кто помнит автора этой книги?
И злесь как живые нарисованы герои: толстенькая четырехлетняя девочка, которая воспитывает своего очаровательного котенка.
- Кто может описать котенка?
Как поразительно точно схвачены его движения, пушистая мордочка.
Педагог привлекает внимание детей к книгам, иллюстрированным
B. Конашевичем, предлагает называть их, вспомнить авторов, обрушает внимание на декоративную яркость и нарядность персонажей и окружающей обстановки, четкость в прорисовке деталей.
Воспитатель просит вспомнить, кто из иллюстраторов изображал в основном животных. Показывает книги, поясняет, что больше всего
E. Чарушин любил изображать животных-детенышей, трогательных и интересных, потому что уже тогда в них угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они как живые, Е. Чарушин умел выразить характер каждо- го зверька, мы узнаем хищника в оскаленном тигренке, видим незаши- шенность зайчонка, задиристость петуха.
Педагог обращает внимание детей на то, как художник передает состояние своих героев, показывает иллюстрацию «Трое маленьких зайчат в травке рядышком сидят».
Почему зайчики сидят, а не бегают? (Они прижались друг к дружке, глазки настороженные, смотрят, не придет ли волк или лиса.
Воспитатель просит сравнить изображения животных на рисунка, Ю. Васнецова и Е. Чарушина, изображения людей в книгах, иллюстри. рованных В. Конашевичем и В. Лебедевым. Викторина "Угадай, кто написал и кто иллюстрировал книжку?
Воспитатель показывает одну из иллюстраций, читает отрывок из книги или литературную загадку, а дети должны отгадать художника-иллюст. ратора и автора произведения.
Например:
Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
Кто расспросит девочку о ее пути?
Кто обманет бабушку,
Чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка,
Кто же этот зверь?
На загадку можете
Отвечать теперь.
(«Красная Шапочка».)
Угадайте, что такое:
Мы мохнатые все трое.
Мы у леса на опушке
Трое все живем в избушке.
Угадайте все, не медля:
Мы из сказки… («Три медведя»).