Юлия Лунева
Литературная викторина «Сказки А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогатить представления о жизни и творчестве А. Пушкина, создать эмоционально - положительное настроение у детей.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина, вызвать интерес к произведениям писателя. Совершенствовать умение слушать и понимать заданный вопрос, правильно и полностью отвечать на вопросы взрослого. Закрепить умение детей передавать в рисунке сюжет сказки при помощи красок.
Публикация «Литературная викторина „Сказки А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Пушкин А.С. Викторины, интеллектуальные игры
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Темочки
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, речь и мышление. Развивать эстетический вкус, творческие способности. Формировать навыки работы в команде и групповой сплоченности.
3. Воспитывать любовь к книге, приобщать детей к словесному искусству. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно – эстетическое развитие.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: портрет А. С. Пушкина, книги со сказками Пушкина, звуковое сопровождение, мультимедиа-сопровождение (слайд-шоу с картинками из сказок Пушкина).
Раздаточный: разрезные картинки, зеркальце, яблоко, орех, петушок, белка, рыбка.
Предварительная работа.
1. Чтение сказок А. С. Пушкина.
2. Заучивание наизусть некоторых эпизодов из сказок.
Ход викторины:
Слайд №1
Ведущий:
- Добрый день, девчонки и мальчишки! Посмотрите на этот портрет, вы знаете кто это? Правильно, замечательный русский поэт А. С. Пушкин. В начале лета отмечается его день рождения. В этом году Пушкину исполнилось бы 220 лет! Пушкин был очень талантливым поэтом и написал чудесные сказки. И мы сегодня с вами отправимся в удивительный сказочный мир. А в этом нам поможет наша гостья Сказочница.
Сказочница :
- Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, А. С. Пушкина (показ портрета).
Слайд №2
А. С. Пушкин родился в дворянской семье в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием своих родителей. Они были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека.
Слайд №3
Но особенно заботилась о нем его няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей и часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта.
- Послушайте стихотворение, которое он посвятил своей любимой няне (ребенок).
- В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет он сочинил свое первое стихотвореньице. А в 8 лет писал басни, пьесы и поэмы со сказочным сюжетом. Множество своих стихов посвятил поэт прекрасной русской природе, ее красоте в разные времена года. Любимым временем года поэта была осень. Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь - любить друзей, свой народ и родную Землю. Горячо и преданно, как любил сам поэт. Всем сердцем.
- А сейчас мы посмотрим, как вы хорошо их знаете. Проведем игру-викторину на тему «Сказки Пушкина». Но для начала, вам необходимо разделиться на 2 команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд).
- Наша викторина начинается.
- Ребята, послушайте стихотворение. «У лукоморья дуб зеленый» (читает ребенок).
-Кто автор этого стих-я? (А. С. Пушкин).
Слайд №4
1 конкурс: «Назови сказку правильно»
- Давайте вспомним названия сказок А. С. Пушкина.
1. «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)
2.«Сказка о Золотом …» (петушке)
3. «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде)
4. «Сказка о спящей царевне и…» (семи богатырях)
Слайд №5-8
2 конкурс: «Из какой сказки отрывок?»
- Сейчас я вам буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.
1. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
А царица у окна
Села ждать его одна.
2. «Сказка о попе и работнике его Балде»
Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда,
Идёт сам не зная куда.
3.«Сказка о царе Салтане»
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
4.«Сказка о золотом петушке»
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон.
5.«Сказка о рыбаке и рыбке»
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
6.«Сказка о спящей царевне и
семи богатырях»
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
7. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Вот пошё л он к синему морю:
Видит,- море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
8.«Сказка о попе и работнике его Балде»
Ты, бесёнок, ещё молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз-два-три! Догоняй-ка»
Пустились бесё нок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому.
А зайка в лесок до дому.
9.«Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях»
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто
Будто мёдом налилось!
Видно семечки насквозь.
10. «Сказка о золотом петушке»
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
И к той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй лёжа на боку!
Слайд №9
3 конкурс. «Лучший знаток сказок».
- Я буду задавать каждой команде вопросы по очереди, а вы должны дать ответ на вопрос.
1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
«Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
2. Что кричал петушок, сидя на спице?
«Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку!»
3. Что молвила третья сестрица?
«Я б для батюшки царя родила богатыря».
4. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?
«Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь!»
5. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком»
6. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?
«Смилуйся, государыня, рыбка!»
7. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
«Жил старик со своею старухой у самого синего моря»
8. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке».
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
Слайд № 10
4 конкурс: Подскажи словечко?
1. Родила царица в ночь не то сына, не то … .(дочь)
2. Ах, ты мерзкое стекло -это врешь ты мне… (назло)
3. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка (Золотого петушка)
4. Жил старик со своею старухой у самого синего (моря)
5. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи (кругом)
6. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)
Слайд №11
5 конкурс: «Кто лишний?»
- Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если это герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши, а если названный герой не относится к произведениям Пушкина – топнуть ногой.
- Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.
Слайд №12
6 конкурс: «Собери картинку»
- Вышли картинки-иллюстрации с утра погулять, да позабыли, в какой сказке живут. Теперь не знают, куда домой возвращаться.
- Ну, это не беда. Ребята такие смышленые, что быстро помогут иллюстрациям вернуться в свои сказки. Верно, ребята?
- У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой.
Слайд №13
7 конкурс «Волшебный мешочек».
- Капитанам команд предстоит достать из «Волшебного мешочка» по одному предмету, и назвать из какой сказки этот предмет.
Предметы:
яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»,
зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»,
веревка («Сказка о попе и его работнике Балде», и т. д.
В коробке лежат предметы (орех, белка, яблоко, рыбка, петушок, зеркало). (Дети с закрытыми глазами выбирают предмет из коробки, достают и называют сказку).
Слайд №14-15
9 Игра: «Дальше-дальше»
1. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)
2. Назовите место, где спала мертвая царевна. (гора)
3. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна? (ветер)
4. Жилище старика и старухи. (землянка)
5. Сказочный персонаж исполняющий желания? (золотая рыбка)
6. Сторож извещающий об опасности? (петушок).
7. В кого превращался князь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (комара, муху, шмеля).
8. Что у Царевны-Лебеди блестело под косой? (месяц).
А во лбу? (звезда).
Ведущий:
- Наше мероприятие подошло к концу. Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? (ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)
- И мне понравилось проводить эту викторину для вас. Вы большие молодцы, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиям.