Новикова Дарья
Художественный труд как средство развития творческого потенциала дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему: Художественный труд
- как средство развития творческого потенциала дошкольников.
1 слайд
2 слайд
«Если ребенок в детстве не научится сам ничего творить,
то в жизни он всегда будет только подражать и копировать»
Л. Н. Толстой
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка.
3 слайд
Публикация «Художественный труд как средство развития творческого потенциала дошкольников» размещена в разделах
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий является конструирование, т. е. создание из отдельных элементов чего-то целого.
Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе этих занятий у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость, настойчивость в достижении цели и т. п.)
4 слайд
Воспитанники конструируют из разного по виду материала (из деталей строительного материала и конструкторов, бумаги, природного и бросового материала). Конструктивная деятельность может относиться к одному из двух типов: техническому или художественному.
5 слайд
В моем выступлении я подробнее расскажу о художественном конструировании из деталей авторского конструктора. Вам наверняка доводилось слышать о работах Галины Васильевны Урадовских – кандидата педагогических наук, доцента, старшего научного сотрудника лаборатории игры и развивающей среды НИИ дошкольного образования им. Александра Владимировича Запорожца и её авторском конструкторе.
Данный конструктор состоит из «рабочих полей» и деталей. «Рабочие поля» - это фоновые поверхности стендов (они могут быть разных размеров, обтянутые с двух сторон светлоокрашенной хлопчатобумажной тканью, цвет которой может меняться. Они могут быть прикреплены к стене, к мольберту под небольшим углом или располагаться на детских столах, полу.
6 слайд
Детали конструктора – это геометрические фигуры, вырезанные из ткан, они разные по:
• форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал, полукруг, четверть круга);
• цвету (красный, желтый, голубой, зелёный, синий, белый, чёрный и их оттенков);
• величине (2х2, 4х4, 6х6, 8х8, 10х10).
Все детали конструктора систематизированы по цвету, внутри цвета по форме и величине.
7 слайд
Конструирование изображения происходит путем простого наложения деталей конструктора на фоновую поверхность (без какого либо крепления) и соединения их между собой путём определённой организации пространства– моделирования плоского или полуобъёмного (2-3 слоя) изображения объекта, передающего его основные части и детали. Мягкая структура ткани позволяет ребёнку быстро выкладывать детали конструктора, а так же быстро снимать или перемещать по всей фоновой поверхности.
8 слайд
В начале дети фон «рабочего поля» выбирают в случайном порядке, постепенно они переходят к осознанному выбору цвета рабочей поверхности и используют его для достижения большей выразительности художественной композиции в зависимости от замысла (например, конструируя рыбок, плавающих в реке, ребенок выбирает голубой фон рабочей поверхности).
Воспитанники самостоятельно выбирают из общего количества деталей нужные для композиции элементы определённой формы, цвета, величины. В композиции дети включают изображения животных, растений, игрушки, здания, транспорт, явления живой и неживой природы и многое другое.
9 слайд
Данный конструктор позволяет конструировать разные по содержанию предметные, сюжетные, пейзажные и декоративные художественные композиции.
Наличие нескольких стендов позволяет конструировать: во-первых – ребятам индивидуально, парами и по подгруппам; во- вторых – конструировать развитие события с использованием пространственной модели (например: в начале работы на яблоне только листья, затем на ней распускаются цветы, потом созревают яблоки).
Несмотря на то, что дети конструируют художественные композиции, от ребёнка не требуется высокого уровня владения изобразительными средствами и техническими приёмами. В процессе конструирования эти средства успешно ими осваиваются и развиваются.
Как же работать с мягким конструктором? Для начала необходимо, чтобы дети рассмотрели детали конструктора, назвали геометрические фигуры, их размер, цвет. Потом можно предложить поиграть с деталями конструктора, потрогать его элементы, построить из них что- либо, не комментируя действий. Затем, не давая прямых указаний, используя только вопросы (на что похожа?Какая по форме? Величине? Цвету) учим детей видеть в различных сочетаниях элементов конструктора конкретные предметы (дома, машины, деревья и т. д.). Так, постепенно дети сами начнут создавать новые объекты.
10 слайд
Ребята с большим интересом играют с этим видом конструктора, ведь игра- основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Играя в эту игру мы закрепляем ранее полученные знания и узнаём новое:
- развиваем воображение, творческие способности, навыки счёта, пространственной ориентации, речь, мышление;
- формируем эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении композиции;
- совершенствуем технические и конструктивные навыки;
- развиваем деловое и игровое общение, навыки взаимодействия во время конструирования и обсуждения результатов работы;
- приучаем детей к аккуратности в работе и порядку.