Елена Чернова
Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время актуально и повышено внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания, обуславливает формирование отношения к действительности, то есть как средству нравственного и умственного воспитания, всесторонне развитой, духовно богатой личности. Основная задача художественно-эстетического воспитания - Формирование позитивного и активного отношения ребенка к искусству и потребности в нем. Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое, интересное.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольном образовательном учреждении МДОУ "Детский сад "Звёздочка"п. Яковлево" художественно-эстетическое воспитание осуществляется во всех видах деятельности детей, которое сосредоточено и направленно на развитие художественно-эстетических чувств, поэтому важную роль играют систематические занятия: музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, ленка и аппликация, особенно если воспитатель в течение дня учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции.
Именно в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одно из главных основ воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстети-ческое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной).
Художественно-эстетическое воспитание направлено на формирование у ребенка художественного вкуса, эстетических ценностей и творческого предпочтения, чувства красоты, знакомство с разными видами искусства. Дети должны научиться чувствовать искусство, передавать заложенный сюжет и эмоционально сопереживать происходящему.
Н. Вапкки считает, что «педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс Формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве». [4, с. 57].
Ш. А. Амонашвили утверждал, что художественно-эстетическое воспитание — это «целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее». [1, с. 101].
Главная цель художественно-эстетического воспитания заключается в том, что «взрастить в человеке эстетическую культуру», включающую в себя: восприятие — способность видеть прекрасное в любом его проявлении в природе, искусстве, межличностных отношениях; чувства - эмоциональная оценка прекрасного; потребности - желания и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного; вкус — умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам; идеалы - личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве. [9, с. 35].
Третья задача художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Художественно-эстетическая воспитанность человека основывается на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируется творческая индивидуальность, ее эстетическое отношение к искусству, к самой себе, своему поведению, к людям и общественным отношениям, к природе и труду. [5, с. 293].
Важным признаком художественно-эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Возникновение у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса сострадания, порождаемых трагическим, все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности. [5, с. 120]. Таким образом, художественно-эстетическая воспитанность личности имеет интегративный характер.
В. И. Волынкин доказал, что формирование художественных потребностей в дошкольном возрасте происходит в процессе педагогической деятельности на основе единства компонентов: когнитивный компонент (художественно-эстетические знания детей об искусстве и его структуре); перцептивный компонент (формирование способности ребёнка к восприятию художественных
образов); практический компонент (художественно-творческая деятельность ребёнка). [3, с. 57].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что художественно-эстетическое воспитание - важнейшая сторона личностного развития детей. Художественно-эстетическое воспитание предполагает ознакомление с разными видами искусства, накопление художественно-эстетических впечатлений и образов, пробуждение интереса к произведениям искусства, появляются первые шаги к творческому процессу, способность понимать, созерцать и оценивать произведения искусства, воспитание видения прекрасного во всех жизненных проявлениях.
Художественно-эстетическая воспитанность детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующие компоненты: когнитивный, персептивный, практический. В этот период у детей происходит накопление художественно - эстетических представлений и понятий. На основе восприятия произведений искусства и их чувственного освоения с помощью художественных образов, способности воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире, в природе, человеческих отношениях, мире вещей, а также многократных переживаний в процессе восприятия объектов и явлений действительности и произведений искусства, проявления самостоятельной художественно-творческой деятельности. Дети становятся организованными и с интересом всматриваются в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства, желание заниматься художественно-творческой деятельностью.
Список использованной литературы:
1. Амонашвили Ш. A. Размышления о гуманной педагогике. М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили. 2001. - 496 с.
2. Ветлугина Н А. Система эстетического воспитания в детском саду. М. : просвещение, 2001.- 72 с.
3. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников : учебное пособие. Ростов- н / Д: Феникс. 2007. -441 с.
4. Варки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003. №6 57-67 с.
5. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие для студентов, педагогов учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., переработка и дополнение М. : Юрайт М, 2001.-607 с.
6. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. Пособие для вузов. М. : ВЛАДОС пресс, 2004. - 365 с.
7. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М. : Просвещение, 2003.-208 с.
8. Фокина Т. Программа художественно - эстетического развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1999. №1. 35—38 с.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012. 273Ф-3 (ред. от 29.07.2017) Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.
10. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М. : Советская педагогика, 2012.-344 с.