Нина Тимофеева
Художественно-эстетическое воспитание детей посредством танца
▼ Скачать + Заказать документы
Чуткость восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач педагога… является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребёнка, его взаимоотношения в коллективе.
В. А. Сухомлинский
Как прекрасен этот мир
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание детей посредством танца» размещена в разделах
Сегодня уже никто не спорит о том, что эстетическое воспитание – это глубокий, многолетний, целенаправленный педагогический процесс, в результате которого формируется эстетическое отношение ребенка к окружающему миру, трудовой деятельности, природе, искусству, формируется культура взаимоотношений с людьми. Но плохо, если ребёнок остаётся лишь потребителем эстетических ценностей, созданных другими. Поэтому очень важно, чтобы дети и сами стали творцами прекрасного - не только умели видеть и понимать, но и творить, создавать красоту вокруг себя. Искусство, воздействуя на эмоциональную сферу человека, является могучим средством нравственного воспитания, насыщения духовной жизни.
Влияние красоты в детском возрасте на нежную душу человека - огромно. Если научить ребенка видеть и понимать её, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею и бороться за неё или создавать своими руками, он вырастет совершенным, гармонично-развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью. Тонкий, отзывчивый человек, способный быть счастливым, делать счастливыми других, редко появляется сам собой. Воспитать человека таким, развить в нем культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача, стоящая перед педагогом.
Танец как вид искусства
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в нашей стране приобретает всё большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонично-развитой, духовно богатой личности. Танцевальное искусство – массовое искусство, оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических кружков, балетных студий. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчиненных общему ритму, воплощенных в завершенную художественную форму. Каждое хореографическое произведение требует от участника эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех его физических и духовных сил. Педагог должен научить своих воспитанников основам танцевального искусства, дать им необходимые знания, навыки, танцевальную технику, принимая во внимание возрастные особенности участников. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает определённую немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве, и в жизни. Его художественный вкус становятся более тонкими. Анализ результатов деятельности с детьми показывает, что занятия танцами не только приносят им эстетическое наслаждение, но и помогают развить их творческие способности, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению. Ценным в реализации задач художественно-эстетического воспитания детей считаю коллективное обсуждение с детьми содержания танцев, танцевального и музыкального репертуара, костюмов, что также способствует формированию художественного вкуса, а также и коммуникативных способностей учащихся, нравственно-эстетических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе. Все дети, которые долго занимаются танцами, говорят, что танец дарит воодушевление и радость! «Душа обретает крылья», – это наиболее часто возникающее ощущение, получаемое от ритмичных танцевальных движений. Существует прочная связь между движением и внутренним состоянием человека. Не случайно сегодня широкое распространение получает арт-терапия (лечение искусством, а в ней магическая сила танца.
Список литературы:
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. - СП б. : «Люкси» «Респекс». - 256 с, ил.
2. Бахрушин Ю. А. История русского балета. Учебное пособие для ин-тов культуры, театр., хореогр. и культ. -просвет, училищ. Изд. 2-е. - М., «Просвещение», 1973.
3. Богаткова Л. Танцы народов СССР. - М., Молодая гвардия, 1954.
4. Блок Л. Д. Классический танец. - М. 1987.
5. Бекина С. И. И другие. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6 -7 лет): изопыта работы муз. руководителей дет. садов/Авт. -сост. : С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н.
6. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пос. для ст-в пед. ин-ов. Под ред. проф. А. В. Петровского. - М. : 1987.
7. Востриков А. А. Технология и методика культуры эмоции и чувств. Ч. - 1, 42 Томск, 1994.
8. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М., 1974.
9. Классический танец. Программа для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств. - М. –Л., 1982.
10. Немеровский А. Б. Пластическая выразительность актера. – М: Искусство, 1976.