Чепланова Анна
Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста: инновационные технологии и эффективные практики
▼ Скачать + Заказать документы
Помощь детям в понимании окружающего мира играет ключевую роль в развитии дошкольного возраста. Детей нужно не только обучать основным предметам, но и научить ценить искусство.
Эстетика, или набор ценностей, связанных с природой и пониманием красоты, должны быть включены в развитие детей раннего возраста. Делая это, маленькие дети увидят связь и важность музыки, изобразительного искусства и притворной игры в своем образовании. Это поможет повысить мотивацию и развить соответствующие навыки межличностного общения. Дети лучше всего учатся, формируя свои собственные взгляды, и могут улучшить свое образование за счет собственного опыта и взаимодействия. Положительный опыт приведет к позитивному взгляду на свое окружение. По мере того как дети приобретают новый опыт, соотносят информацию с предыдущими знаниями и формируют свои собственные мысли о красоте, они будут продолжать развиваться. Педагоги раннего детства должны предоставлять детям возможности испытать эстетику для когнитивного, социального, культурного и психологического развития.
Публикация «Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста: инновационные технологии и эффективные практики» размещена в разделах
Благодаря тщательно спланированным мероприятиям, и использованию современных образовательных технологий, таких как информационно-коммуникативные, личностные-ориентированные, игровые, вы будете способствовать эстетическому развитию ваших дошкольников.
Информационные технологии быстро распространяются и развиваются, предполагая, что технологические инструменты следующего поколения смогут предоставить целостные возможности для творческого использования. Тем временем родители и педагоги также стремятся воспользоваться потенциальными образовательными преимуществами таких технологических инструментов для своих детей. Электронное обучение в последние годы стало основной моделью преподавания даже в дошкольных учреждениях. Например, воспитатели используют планшеты, чтобы помочь маленьким детям развивать и совершенствовать свои навыки проведения исследований поиска данных в отношении содержания занятий. Используя эти устройства, маленькие дети могут легко проанализировать свои собственные действия и ответы, прежде чем приступить к работе над следующей проблемой, что расширяет их кругозор и помогает раскрыть их творческий и интеллектуальный потенциал.
Использование информационно-коммуникативных технологий в этико-эстетическом воспитании дошкольников способствует развитию основ визуальной культуры; представление информации в образной плоскости за счет мультимедийных эффектов в «привычной» для современных детей форме. Смещение акцента с «информационных» на «демонстрационные» методы, соответствующие сути искусства, представлениям об эстетическом развитии и способностях дошкольников.
Одной из передовых педагогических технологий, активно поддерживаемых многими российскими практиками и теоретиками детского образования, является так называемая ТРИЗ, или технология решения изобретательских задач. В основе взаимодействия ТРИЗ с детьми лежат коллективные игры и занятия, в которых детей учат выделять противоречивые свойства предметов и явлений и эффективно разрешать эти противоречия на основе поставленной воспитателем задачи. Цель введения методов приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей : воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности. Один из путей воображения – это использование нетрадиционных техник рисования и аппликации.
Нетрадиционное рисование позволяете детям лучше понять себя, свободно выразить свое отношение к миру или интересующей теме, избавиться от плохого настроения и переживаний, быть собой, свободно мечтать, думать и выражать свои эмоции. Нестандартные методы рисования помогают раскрыть возможности для развития у детей творческих способностей, интеллекта, воображения, уверенности в себе. Рисование необычными способами позволят ребенку полно раскрыть свои умения и отношение к окружающему миру. Используя эти методы, ребенок учится не бояться выходить за рамки, проявлять фантазию, потому что они не устанавливают никаких стандартов. Рисуя, ребенок дает волю своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он имитирует окружающую действительность, легче воспринимает болезненные события.
Как и рисование, нестандартная аппликация имеет важное значение в общем умственном развитии ребенка, развивает не только воображение, но и мелкую моторику рук. Работа с различными материалами расширяет способности ребенка в различных художественных приемах, развивает чувство цвета, гармонии, пространства воображения, образного мышления, творчества Нетрадиционные техники аппликации являются оригинальным произведением искусства, в котором гармонично все: цвет, линия и фактура. Это прекрасная возможность для детей размышлять, пробовать, искать новое, экспериментировать и, самое главное, выражать себя.
Концепция этико-эстетического воспитания направлена на приобщение детей к различным видам искусства, поскольку только таким образом искусство может стать жизненно важной частью культуры личности. Искусство участвует не только в развитии чувствительности ребенка, но и в целостном развитии личности ребенка (когнитивном, эмоциональном, социальном и психомоторном, которое следует отделять от образования в художественных областях, которые носят узкопрофессиональный характер и направлены только на развитие художественных способностей. Чтобы развить эстетическую чувствительность, педагог должен поощрять детей и активно замечать, переживать и создавать прекрасное в искусстве, природе и межличностных отношениях; воспитатель также должен предоставить им различные средства для самовыражения и прямого контакта используя различные технологии в воспитании и обучении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб. : Союз, 2007. -92 с.
2. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. СПб. : Издательство Буковского, 2004.-60 с.
3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранова. - Академический проект 2005. - 240 с.