Елена Беглова
Художественно-эстетическое развитие детей старшей группы в условиях реализации ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей старшей группы в условиях реализации ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
Цели:
Развить предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. (ФГОС ДО п. 2.6).
Задачи:
• Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;
• Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;
• Познакомить с произведениями живописи;
• Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;
• Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;
• Учить создавать сюжетные композиции;
• Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;
• Знать особенность изобразительных материалов.
Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Он строится на взаимодействии воспитателя и детей и направлен на эстетическое развитие :
1. специально организованное обучение;
2. совместная деятельность педагогов и детей;
3. самостоятельная деятельность детей.
Уделяю большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди НОД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).
Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, НОД, экскурсии, праздники, развлечения. Работа в этом направлении строю на научной основе и провожу по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей.
Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:
• Тесная связь с искусством.
• Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
• Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
• Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
• Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
• Создание эстетической развивающей среды.
Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре. В группе дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки, подарки к праздникам. Мы проводим интересные творческие мероприятия.
Одним из важных условий художественно-эстетического воспитания детей является правильная организация предметно-развивающей среды. В группе организованы театрально-игровые пространства, центры изобразительной деятельности.
Эффективно используем пространства коридорных стен: размещаем выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.
Созданная в группе предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Для художественно-эстетического развития знакомлю детей с основой
отечественной культуры, с памятники древнего зодчества, с музейным наследием нашего города, его архитектурными памятникам, скульптурами и т. д. что даёт
прекрасную возможность познавательного, эмоционального и, конечно
эстетического развития моих воспитанников. Посещаем тематические выставки в выставочном зале, организуем экспозиции в группе и в ДОУ. Это обогатило жизненный опыт детей, расширило их
кругозор и приобщило к истокам отечественной культуры.
Большое внимание уделяю развитию художественного творчества детей. Все дети талантливы, поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность проявить их на практике, в реальной жизни. Ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация, придумывает что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. В своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами.
Рисование - это целенаправленное действие, затрагивающим многие аспекты воспитания и образования ребенка. Во первых – помимо уже знакомых карандашей, дети осваивают различные техники рисования. С помощью красок учится передаче формы и цвета предмета. Усложнение техники рисования карандашом позволяет более детализировать рисунки, научиться выделять части предмета.
Для осуществления полноценного развития и воспитания детей необходимо согласование усилий воспитателя и семьи.
В работе в данном направлении использую различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаю их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Оформляю папки - передвижки, выпускаю информационные листы для родителей.
При творческом подходе воспитателя к художественно-эстетическому развитию детей можно добиться удивительных результатов. Дети с удовольствием и интересом экспериментируют над художественными материалами, участвуют в самодеятельности, слушают музыку. Настоящие творцы!
Литература и интернет ресурсы:
1) Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.egpu.ru
2) Закон об образовании в Российской Федерации.
3) Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sdo-journal.ru
4) ФГОС. – М. - Центр педагогического образования 2014.
5) Шакурова, М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.e-culture.ru