Вера Лесных
Художественно-речевая деятельность детей второй младшей группы (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на обогащение и развитие речи ребёнка.
Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Например, в рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность слова, русской речи; сказки раскрывают легкость и выразительность языка, показывают, как богата русская родная речь юмором, образными выражениями.
Публикация «Художественно-речевая деятельность детей второй младшей группы (из опыта работы)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Овладение детей речью - это самое главное. Все новые современные программы ("Радуга", "Растим интеллектуалов", "Золотой ключик", "Детство" и другие программы) ставят задачу - заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития, которые постепенно усложняются.
Перед воспитателем во 2 младшей группе стоят задачи "пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений, воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям".
Начиная с младшей группы, я подвожу детей к различению жанров. Избегаю неправильных выражений ("Я вам расскажу стишок", "Почитаю сказочку"). Название жанров даю чё тко: сказка, рассказ, стихотворение. Сказка рассказывается, рассказ читается, стихотворение читается и заучивается.
Когда я рассказываю сказку, в книгу стараюсь не заглядывать, а смотрю не детей, то есть как бы разговариваю с каждым ребёнком. Дети таким образом учатся слушать и понимать монологическую речь. После рассказывания предлагаю детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Например, после прослушивания сказки "Маша и медведь", спрашиваю: "Что говорил медведь, когда хотел съесть пирожок?". Дети низким голосом отвечают: "Сяду на пенёк, съем пирожок". "А что Машенька отвечает медведю?". Дети отвечают тонким голосом соответствующие слова.
После слушания сказок "Волк и козлята", "Кот, петух и лиса" повторяем с детьми песенки действующих лиц. Малыши легко запоминают из народных сказок такие образы, как петушок-золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и т. п. и используют их в своих играх.
Стараюсь не читать детям длинных рассказов, стихотворений. Стихотворения "Игрушки" А. Барто, "Мой мишка" З. Александровой воспитывают у детей чувство симпатии, положительные эмоции.
Перед заучиванием стихотворения провожу словарную работу. Затем читаю стихотворение. Детей младшего возраста особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.
Далее читаю второй раз. Дети усваивают уже смысл, утверждаются в чувстве рифмы и ритма, запоминают отдельные слова и выражения, тем самым обогащается речь.
Большое значение придаю воспитанию звуковой культуры речи: при чтении стихов учу детей произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово.
После чтения рассказов и стихотворений, как правило, напоминаю детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, после чтения стихотворения "Зайка" А. Барто, спрашиваю у детей, как они обращаются со своими игрушками, любят ли их, не бросаю ли и т. п.
Отвечая на эти вопросы, дети уже готовятся к последующему развитию связной речи.
Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. И я стремлюсь, чтобы слова, услышанные на занятиях, входили в их активный словарь. А для этого чаще повторяю эти слова в самых разнообразных сочетаниях. Таким образом расширяется активный словарь детей.
Особое внимание в своей работе с детьми уделяю формированию грамматически правильной речи. Слежу, чтобы дети, отвечая на мои вопросы о содержанию литературных произведений пользовались словами в правильной грамматической форме.
Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет и на развитие речи детей, и на звуковую культуру, и на грамматический строй, и на словарь.