Людмила Прокофьева
Проект «Геокешинг — путь к успеху» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В современном мире ритм жизни ребенка в детском саду достаточно высок, но не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью.
Сегодня перед педагогами образовательных учреждений поставлена задача – это подготовить совершенно новое поколение: активное, думающее, любознательное.
Использование инновационных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Основным видом деятельности ребенка является игра. Геокэшинг – это новая игровая технология, которая предполагает более широкую и адаптированную версию для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, планшета, карт и схем.
В ходе игры геокэшинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. В ходе геокешинга осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка. Правильно подобранные тематические подвижные игры, логические задания, упражнения, здоровьесберегающие технологии, поединки детей с врагами здоровья (лень, обжорство, страхи и т. п.) позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня и здоровому образу жизни в целом.
С целью развития и популяризации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, пропаганды здорового образа жизни, привлечения к систематическим занятиям физкультурой и спортом детей дошкольного возраста, родителей для сохранения и укрепления здоровья был разработан проект «Геокэшинг – путь к успеху»!»
Проект основывается на следующих принципах:
Принцип всестороннего развития личности — обеспечивать согласованное, соразмерное развитие всех физических качеств, разностороннее формирование двигательных навыков и овладение участников специальными знаниями.
• Принцип региональный специфики образования предполагает физическое воспитание детей с учетом климатически - географических условий и культурных традиций региона, а также этнических особенностей как одного из факторов духовного и их физического развития.
• Принцип оздоровительной направленности — обеспечить рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создать оптимальные условия для занятий спортом.
• Принцип социализации, — участник проекта постоянно вовлечен в групповую двигательную деятельность, способствующую обогащению эмоционально-волевой сферы и формированию межличностных отношений и организационных умений.
• Принцип доступности — соответствие уровню социального, психического и физического развития участника, его возможностями способностям.
Вид проекта: познавательно-оздоровительный
Продолжительность проекта: длительный
Время реализации проекта: сентябрь 2024 – февраль 2025 учебный год.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: Дети старшей группы, родители, воспитатели
Предмет проекта: развитие у детей умения ориентироваться в пространстве. Постановка проблемы: недостаточный объем знаний детей о картах, схемах.
Цель проекта: Формирование познавательного интереса детей к играм – путешествиям, развитие творческих и умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Приобщение детей, к спорту, здоровому активному образу жизни через туристическую игру геокэшинг, воспитание полезных привычек по сохранению своего здоровья и мотивация детей к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи для педагога:
- Изучить и проанализировать литературу по приобщению детей к ЗОЖ и спорту через туристическую игру геокэшинг
-Повысить компетентность в обучении детей и приобщение к ЗОЖ с помощью туристической игры геокэшинг
-Создать условия для проведения геокэшинга в помещении и на улице. Обеспечить взаимосвязь в работе с социумом: педагогами, сотрудниками и родителями
Задачи для детей:
Образовательные:
-Познакомить детей с новым видом туристической игры геокэшинг
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-совершенствовать уровень физической подготовленности детей;
Развивающие:
-Развивать интерес к занятиям физической культурой и спортом у воспитанников через туристическую игру
-Развитие умения определять и применять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Воспитательные:
- Воспитывать волевые и дружеские качества, чувство товарищества, взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие
Работа по реализации проекта включает в себя:
- информированность педагогического коллектива (накопление информации по тематике проекта);
- спортивные мероприятия внутри ДОУ;
- взаимодействие с родителями (их участие в совместной с детьми деятельности, в творческих и спортивных конкурсах, открытых мероприятиях);
Реализация проекта «Геокэшинг – путь к успеху»
1 этап — подготовительный
- Ознакомление с методической литературой по данной теме
-Составление плана мероприятий
-Подбор интересных методов и приемов
-Продумать игры, подготавливающие к ориентировке в пространстве, работе с рисунками, с картами
- РППС с учетом возрастных особенностей дошкольников
2 этап — основной (реализация проекта)
Перспективный план
Месяц Мероприятия Цель Задачи
сентябрь -Поиск и сбор информации, литературы
-разработка проекта
- подбор материалов и оборудования -ознакомление с новым видом туристической игры, правилами проведения. - собрать необходимый материал
-продумать план работы по внедрению геокэшинга
октябрь - познавательная беседа «Что такое геокэшинг»
- игра на ориентировку в пространстве
«Найди спрятанный предмет по подсказкам»
- развлечение по ПДД с элементами геокэшинга - знакомство с понятием значения слова и игрой
- ориентировка в помещении
- закрепление правил дорожной безопасности - познакомить детей с игрой, правилами проведения игры
- учить находить предметы по описанию, быть внимательным
-Закрепить правила безопасности
через поисковую деятельность и путешествие по станциям.
-Познакомить детей с назначением дорожных знаков;
-Формировать осознанное отношение к правилам безопасности
- Использовать наглядные ресурсы по описанию в поисковой деятельности в нахождении тайника.
«Квест – игра Путешествие по городу»
ноябрь - беседа «Как делать тайник»
Игра: «За секретом мы идем»
Консультация для воспитателей
«Геокэшинг – туристическая игра, как средство развития дошкольников»
- знакомство детей с закладкой тайника и умение описывать место
- совершенствование двигательных умений и навыков с помощью
туристической полосы
- пропаганда новой игровой деятельности - учить детей находить труднодоступные места для тайника
- создать привлекательное описание, где спрятан тайник
- продолжать развивать двигательные умения и навыки
- учить ориентироваться на местности
- познакомить с игрой, правилами проведения
- дать педагогам возможность составить карту и обозначить тайник
декабрь - карты садика и улицы
Игра «Путешествие по карте» - составление простейших карт
- изучение местности по карте - учить детей на листочке обозначать предметы, которые находятся вокруг нас схематично по отношению к себе
- расширять и систематизировать знания детей по ориентировке на местности
январь Мастер - класс для родителей, педагогов
«Игровая технология Геокэшинг – в работе со старшими дошкольниками»
Графический диктант,
«Лабиринт»
- знакомство родителей и педагогов с игровой технологией «Геокэшинг»
Ориентирование на листе бумаги - дать родителям и педагогам
полную информацию об игре
- заинтересовать родителей в совместной деятельности через поисковую игру
Развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве на листе по отношению к себе,развивать познавательные процессы.
февраль -День здоровья
«В гости к Бабе – Яге за молодильными яблоками»
Игра на улице
«На поиски тайника Колдуна»
(итоговое мероприятие)
Родительское собрание: «Здоровьесберегающие технологии в совместной работе ДОУ и семьи» - создание у детей радостного настроения и доставить удовольствие от совместных игр развивающей направленности
- совершенствование умения пользоваться картой и ориентировкой на местности
- расширение знаний и навыков о нетрадиционных способах укрепления и сохранения здоровья дошкольников. Развивать у детей умение ориентироваться на местности определять направление маршрута.
- Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
- Продолжать формировать у детей такие качества, как внимательность, находчивость, смекалку, дружбу, взаимовыручку.
- продолжать учить детей ориентироваться на улице по карте
- развивать у детей умение договариваться друг с другом, быть одной командой
- создать у детей радостное настроение и доставить удовольствие от совместных игр
- использовать накопленный двигательный опыт во время игры
- формировать у родителей знания об использовании здоровьесберегающих технологиях дома, для укрепления здоровья дошкольников.
3 этап – заключительный
Проведение самоанализа и обобщение проделанной работе
Создание отчета о работе над проектом
Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:
- Повысится компетентность детей, и родителей к приобщению к ЗОЖ с помощью туристической игры геокэшинг
- У дошкольников разовьётся самостоятельность, любознательность, познавательная активность, настойчивость в поиске и достижении результата, в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.
- Оценка эффективности реализации проекта
- проект разнообразит двигательную деятельность
- добавит новизны в поисковой деятельности
- научит ориентироваться на местности с помощью карт-схеме.
Выводы: Таким образом, в процессе активного внедрения технологии «образовательного геокешинга», ребенок дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование: видеть и выделять
проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Кроме того у детей прослеживается привычка сосредотачиваться и мыслить самостоятельно. Развивается внимание, стремление к новым знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас пространственных представлений.
Стеснительные дети включались в игру с огромным желанием, прилагали все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. С помощью сопровождающих игру заданий на смекалку, сообразительность, ориентирование, игры – экспериментов, закреплялись представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Дети научились пользоваться зашифрованными схемами, картами.
Эти результаты доказывают, что именно играя, непринужденно, можно учиться считать, логически думать, анализировать, совершенствовать пространственные и математические представления. Практика работы с детьми показала, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи. Игра геокешинг способна вызвать заинтересованность детей, их познавательную активность. Знания, данные в занимательной форме поиска клада, в форме групповой игры, усваивались быстрее, прочнее и легче, чем те, которые были представлены обычными упражнениями. Использование специальных игровых заданий, направленных на развитие познавательных способностей через игру геокешинг, расширили математический кругозор дошкольников. Игра способствует развитию детей, повышает качество подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающих их.
Список литературы:
1. Алексеева «Музейные бродилки» //Прямая речь – 2013 г. №11
2. Пидкосистый П. И., Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии», учебное пособие- М:МПУ, Рос. агенство-1996г. с. 269
3. Т. П. Корзникова, Н. В. Просоедова, М. М. Степанова.
«Квест-игра как эффективное форма организации образовательной деятельности дошкольника» Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272, 2016
4. Организация квест-игр для детей дошкольного возраста
Голубева Мария Александровна Интернет-ресурс
5. И. Б. Жуковин, Е. Н. Иванов «Геокэшинг как инновационная форма образовательного путешествия»
6. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/geokeshing-kak-innovatsionnaya-forma-obrazovatelnogo-puteshestviya
7. Федяева О. В. Потенциал образовательного геокешинга в развитии самостоятельности и любознательности у детей дошкольного возраста. - Дошколенок. ру, 2020. - Режим доступа:https://dohcolonoc.