Папки-передвижки

Художественная литература как средство воспитания интереса к школе у детей 6–7 лет

Любовь Филатова
Художественная литература как средство воспитания интереса к школе у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

ИНТЕРЕСА К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что воспитывать интерес у ребенка к школе сегодня особенно востребовано, поскольку он способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных нормативными документами, а также тем, что школа должна опираться на стремление детей учиться. Особое внимание уделяется воспитанию интереса к школе через художественную литературу. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.) в дошкольных образовательных организациях идет модернизация дошкольного образования. Дошкольные образовательные организации должны обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению в контексте предшкольного образования. Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Основной нашей задачей стало привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, а через литературных героев привить интерес к школе. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» [11, с. 257]. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества. На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью прочувствовать настроение героев произведений, умение сопереживать им. В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову. Методика проведения образовательной деятельности по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от содержания литературного материала и возраста детей. Можно сказать, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией. Изучению данного вопроса посвящено много работ. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты Л. С. Выготский, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, и др. Решение основных задач психолого-педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к школе через художественную литературу. Погружая детей в волшебный мир литературы, мы стремимся прививать интерес к школе благодаря таким известным писателям как Л. Н. Толстой, Е. Л. Шварц, Л. Ф. Воронкова, А. Л. Барто и др. В рассказе «Филиппок» Л. Н. Толстого, перед маленьким читателем предстает история, которая вполне могла приключиться с ним самим или с его сверстниками; недаром рассказ имеет подзаголовок «быль». Как только Филиппок осознает, что ему хочется учиться в школе, ничто не может сбить его с пути ни собаки, набросившиеся на него, ни страх перед учителем. Не найдя своей шапки, Филиппок отправляется в путь в отцовской, которая ему велика. В сенцах школы мальчик снимает шапку и только после этого отворяет дверь: ему хорошо знаком крестьянский этикет. Оправившись от первого испуга, он по складам произнес свое имя, и хотя все смеялись, начал «говорить Богородицу», чтобы показать, что он и молитвы знает; но «всякое слово говорил неправильно». Учитель остановил его: «Ты погоди хвалиться, а поучись». Русский отечественный писатель-драматург Е. Л. Шварц, по-новому пересказавший для нас старые сказки, сочинял свои собственные, не менее увлекательные. Одно из его произведений «Первоклассница». Повесть представляет собой сборник историй о первом годе обучения в школе Маруси Орловой, с момента ее записи в школу до перевода во второй класс. На наших глазах мы видим становление ребенка: озорная девочка Маруся превращается в сознательную, коммуникабельную, прилежно учащуюся первоклассницу. Вот что значит школа и первый учитель. Рассказы выстроены хронологически и можно видеть внутренний рост ребенка. В сборник «Первоклассники» А. Л. Барто вошли стихи: «В школу», «Первоклассница», «По дороге в класс», «Первый урок» и «Урок в саду». В книгу вошли стихи о школьной жизни. Веселые произведения доставят удовольствие не только первоклассникам, но и их родителям. Ребенок поймет, что учеба – это серьезное, но совсем не скучное занятие, здесь есть место юмору и смеху, смекалке и взаимовыручке. В произведениях отечественной писательницы Л. Ф. Воронковой приключения двух девочек – подружек Тани и Аленки, как порыв к мечте и выражение любви к школе проходит через все творчество писательницы, повторяясь и варьируясь. Любовь к школе, ко всему живому на земле объединяет и роднит такие непохожие ее книги, как «Подружки идут в школу», «Шурка», «Девочка из города» и т. д. Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувства предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее» – писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Освоение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в дошкольном возрасте осуществляется через разные формы, такие как – литературная гостиная, интегрированные занятия, игры ситуации, творческие встречи, беседы, книжные выставки, тематические выставки рисунков и поделок, конкурсы чтецов, литературные игры и праздники, экскурсии, просмотр диафильмов, мультфильмов, кружковая работа «волшебный мир сказок», театральная деятельность. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает большое содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает детей анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. В результате общения с книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Таким образом, учитывая вышеизложенное, мы пришли к такому выводу, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду, воспитывает интерес к школе.

Публикация «Художественная литература как средство воспитания интереса к школе у детей 6–7 лет» размещена в разделах

Список литературы 1. Березина, Н. О. Успех : метод. рекомендации для педагогов. – М. : Просвещение, 2011. – 240 с. 2. Гурович, Л. М. Ребенок и книга : учеб. пособие / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова ; под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1992. – 62 с. 3. Зубарева, Е. Е. Детская литература / под ред. Е. Е. Зубаревой. – М. : Просвещение, 1989. – 399 с.

Публикации по теме:

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект итогового комплексного занятия в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) Итоговое комплексное занятие в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) "В гостях у сказки. " Авторы занятия:.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 1 часть Содержание программы № п\п Тема Программные задачи Методические приёмы Компонент ДОУ Литература и наглядный материал Сентябрь 1 Диагностика.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 2 часть Декабрь. 13 Тематический компонент Заучивание стихотворения «Хнык». Познакомить детей с потешкой помочь понять ее содержание и запомнить.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 3 часть Март. 25 Аналитический компонент. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Познакомить детей с русской народной сказкой, с.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Сотрудничество с библиотекой как средство развития читательского интереса у детейСотрудничество с библиотекой как средство развития читательского интереса у детей Неподалёку от нашего садика есть чудесная библиотека – Центральная муниципальная детская библиотека имени Максима Горького. С ней мы познакомились.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство воспитания интереса к школе у детей 6–7 лет
Опубликовано: 23 января 2021 в 06:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство воспитания интереса к школе у детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Филатова (УИ 1313620) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД