Любовь Филатова
Художественная литература как средство воспитания интереса к школе у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
ИНТЕРЕСА К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что воспитывать интерес у ребенка к школе сегодня особенно востребовано, поскольку он способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных нормативными документами, а также тем, что школа должна опираться на стремление детей учиться. Особое внимание уделяется воспитанию интереса к школе через художественную литературу. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.) в дошкольных образовательных организациях идет модернизация дошкольного образования. Дошкольные образовательные организации должны обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению в контексте предшкольного образования. Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Основной нашей задачей стало привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, а через литературных героев привить интерес к школе. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» [11, с. 257]. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества. На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью прочувствовать настроение героев произведений, умение сопереживать им. В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову. Методика проведения образовательной деятельности по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от содержания литературного материала и возраста детей. Можно сказать, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией. Изучению данного вопроса посвящено много работ. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты Л. С. Выготский, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, и др. Решение основных задач психолого-педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к школе через художественную литературу. Погружая детей в волшебный мир литературы, мы стремимся прививать интерес к школе благодаря таким известным писателям как Л. Н. Толстой, Е. Л. Шварц, Л. Ф. Воронкова, А. Л. Барто и др. В рассказе «Филиппок» Л. Н. Толстого, перед маленьким читателем предстает история, которая вполне могла приключиться с ним самим или с его сверстниками; недаром рассказ имеет подзаголовок «быль». Как только Филиппок осознает, что ему хочется учиться в школе, ничто не может сбить его с пути ни собаки, набросившиеся на него, ни страх перед учителем. Не найдя своей шапки, Филиппок отправляется в путь в отцовской, которая ему велика. В сенцах школы мальчик снимает шапку и только после этого отворяет дверь: ему хорошо знаком крестьянский этикет. Оправившись от первого испуга, он по складам произнес свое имя, и хотя все смеялись, начал «говорить Богородицу», чтобы показать, что он и молитвы знает; но «всякое слово говорил неправильно». Учитель остановил его: «Ты погоди хвалиться, а поучись». Русский отечественный писатель-драматург Е. Л. Шварц, по-новому пересказавший для нас старые сказки, сочинял свои собственные, не менее увлекательные. Одно из его произведений «Первоклассница». Повесть представляет собой сборник историй о первом годе обучения в школе Маруси Орловой, с момента ее записи в школу до перевода во второй класс. На наших глазах мы видим становление ребенка: озорная девочка Маруся превращается в сознательную, коммуникабельную, прилежно учащуюся первоклассницу. Вот что значит школа и первый учитель. Рассказы выстроены хронологически и можно видеть внутренний рост ребенка. В сборник «Первоклассники» А. Л. Барто вошли стихи: «В школу», «Первоклассница», «По дороге в класс», «Первый урок» и «Урок в саду». В книгу вошли стихи о школьной жизни. Веселые произведения доставят удовольствие не только первоклассникам, но и их родителям. Ребенок поймет, что учеба – это серьезное, но совсем не скучное занятие, здесь есть место юмору и смеху, смекалке и взаимовыручке. В произведениях отечественной писательницы Л. Ф. Воронковой приключения двух девочек – подружек Тани и Аленки, как порыв к мечте и выражение любви к школе проходит через все творчество писательницы, повторяясь и варьируясь. Любовь к школе, ко всему живому на земле объединяет и роднит такие непохожие ее книги, как «Подружки идут в школу», «Шурка», «Девочка из города» и т. д. Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувства предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее» – писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Освоение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в дошкольном возрасте осуществляется через разные формы, такие как – литературная гостиная, интегрированные занятия, игры ситуации, творческие встречи, беседы, книжные выставки, тематические выставки рисунков и поделок, конкурсы чтецов, литературные игры и праздники, экскурсии, просмотр диафильмов, мультфильмов, кружковая работа «волшебный мир сказок», театральная деятельность. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает большое содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает детей анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. В результате общения с книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Таким образом, учитывая вышеизложенное, мы пришли к такому выводу, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду, воспитывает интерес к школе.
Публикация «Художественная литература как средство воспитания интереса к школе у детей 6–7 лет» размещена в разделах
Список литературы 1. Березина, Н. О. Успех : метод. рекомендации для педагогов. – М. : Просвещение, 2011. – 240 с. 2. Гурович, Л. М. Ребенок и книга : учеб. пособие / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова ; под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1992. – 62 с. 3. Зубарева, Е. Е. Детская литература / под ред. Е. Е. Зубаревой. – М. : Просвещение, 1989. – 399 с.