таня новикова
Художественная литература как средство развития экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, в котором мы живём изобилует информацией. Как управлять этим потоком знаний? Как выбрать из него, то что необходимо? Систематизировать и обобщить? Какие качества личности нужно развить в ребёнке, чтобы он с успехом мог всё это делать?
Ребёнок интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создаёт полноценную основу для своего дальнейшего развития.
Публикация «Художественная литература как средство развития экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Могучим фактором, способствующим развитию познавательного интереса у детей, является природа. Интерес ведёт человека к бесконечным целям познания. Книга занимает своё место в этих процессах.
Художественная литература является универсальным средством в познавательном развитии ребёнка, выполняя следующие функции:
-расширяет представления о мире;
-помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах;
-формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности.
Почему же именно старший возраст дошкольников выбран отправной точкой в этой важной теме?
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские "почему?" и "что такое?" были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряжённость познавательной активности ребёнка. Развитие и обогащение познавательной сферы-это сложный путь, включающий в себя 2 линии: "накопление" и "упорядочивание". И то и другое всегда имеет место в развитии ребёнка. Интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.
В возрастном интервале 2-7 лет помещается 2 периода "накопления" и 2 периода "упорядочивания" информации. Эти периоды отличаются дркг от друга. Различия определяются возрастными особенностями психического физиологоического развития ребёнка.
1 период "накопления" с 2-4 отвечает принципу "что вижу, с чем действую, то и познаю".
2 период "упорядочивание" с 4-5 лет. Основным средством познания становится речь; появляется в сознании целостная система представлений.
3 период "накопление" с 5-6 лет. Сознание "смело пересекает пространство и время". Ребёнок с одинаковым рвение пытается освоить как то, что поддаётся осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.
Именно в этом возрасте оправдано широкое использование природоведческой литературы с большим объёмом информации.
Одним из ведущих методов в экологическом воспитании дошкольников является наблюдение. При проведении наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизнью животных и растений, за трудом человека в природе так же используется природоведческая литература.
Чтение может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоём. Чтение литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка и осмыслить увиденное. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые нужно обратить внимание.
Ознакомление с природоведческой литературой охватывает разные виды совместной деятельности детей и педагога: обсуждение содержания, пересказ; рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр слайдов; моделирование; театрализация, игра, ролевые диалоги; составление мини рассказов, «книжек-малышек»; художественное творчество, оформление выставок продуктивной деятельности; проведение викторин, праздников и досугов.