Елена Соловьева
Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
Художественная литература играет важнейшую роль в личностном становлении ребенка. В дошкольном возрасте дети хорошо воспринимают связный рассказ, понимают содержание инсценировки с развернутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Они могут сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, слушать чтение взрослым книги. Постепенно усложняется репертуар художественных произведений, с которыми знакомятся дети (расширяется круг персонажей, стиль изложения произведения).
Публикация «Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети дошкольного возраста очень живо и эмоционально воспринимают художественные произведения (сказки, стихи, рассказы). По мнению Н. А. Никитишиной, особенную роль в процессе приобщения детей к культуре играет художественное слово. Произведения художественной литературы вводят дошкольников в мир человеческих чувств, радости и страдания, отношений, помыслов и поступков. Книги, прочитанные в детстве, оказывают значительное влияние на всю последующую жизнь ребенка. Воспринимая сюжеты литературных произведений, дети учатся сопереживать героям, формируют способность совершать правильные нравственные выборы в той или иной жизненной ситуации.
Художественные произведения дают богатую пищу для развития мышления детей, их способности оценивать поступки героев с нравственной, а также эстетической точки зрения (искусство художественного слова, красота художественных образов). Задача педагога в этом процессе – постепенно вводить новые термины, пояснять этические оценки поступков героев художественных произведений, предлагать детям сравнивать положительного и отрицательного героя произведения.
Знакомство детей с художественной литературой происходит через классические произведения (произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. А. Жуковского, Н. А. Некрасова, А. Н. Плещеева, что является важным условием духовного развития ребенка.
Влияние художественной литературы на развитие личности ребенка можно описать через следующие механизмы и процессы:
1. Механизм идентификации. Идентификация представляет собой бессознательную проекцию человеком себя на другого человека, место, дело и т. д. В литературных произведениях ребенок идентифицируется с тем или иным героем, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Важно помнить, что ребенок легче поймет смысл произведения, если будет опираться не только на словесное описание, но и на изображение.
2. Процесс освоения морально-этических норм поведения. В художественной литературе представлено множество ситуаций морального выбора между добром и злом. Ребенок учится отличать героев произведения, совершающих отрицательные поступки, от положительных героев.
3. Процесс решения эмоционально-личностных проблем ребенка с помощью соотнесения своих сложностей со сложностями героев литературного произведения. Ребенок вместе с героями переживает эти сложности, понимая, что он не один в этом.
4. Приобретение нового опыта. Освоение различных моделей поведения. Прослушивая литературное произведение, ребенок учится строить внутренние модели внешнего мира, приобретает качества, необходимые для решения жизненных ситуаций.
5. Катарсис (очищение) и снятие психоэмоционального напряжения. Литературное произведение представляет собой метафору, воздействующую на чувства ребенка, которые по какой-то причине ему не удается выразить. Воспринимая сказку, рассказ, ребенок проходит определенные этапы : сначала эмоциональное напряжение нарастает, затем наступает его пик, и в конечном итоге происходит расслабление.
6. Прохождение возрастных задач. Каждый детский возраст имеет свои психологические задачи, поэтому для каждого возраста существуют свои литературные произведения, помогающие ребенку решать разные жизненные ситуации.
Как отмечает Л. И. Терентьева, природоведческая литература – это литературные произведения, в которых раскрывается мир природы во всем его многообразии в разных жанровых формах. Диапазон жанров является широким – сказки, рассказы, документальные повести, охотничьи были, энциклопедии, очерки натуралистов, миниатюры в жанре притчи, зарисовки-пояснения к иллюстрациям. Авторы природоведческой литературы пишут о связи природы и человека, объясняют, зачем нам леса, горы, звери; рассказывают о великом единстве всего живого, об уникальности самого явления жизни.
Таким образом, художественная литература используется с целью расширения, уточнения экологических представлений детей о природе, углубления их. Перед чтением воспитатель может обратиться к опыту детей, настроить их на восприятие произведения, предложив вспомнить, куда они вчера все вместе ходили, что видели на экскурсии. И далее, воспитатель читает детям, например, рассказ «Золотой луг» М. М. Пришвина, что помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить свои представления. После чтения художественного произведения воспитатель организует беседу с детьми. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать свои экологические представления.