Степанова Любовь Александровна
Развитие речи в соответствии с возрастными нормами и улучшение состояния звукопроизношения у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Данные рекомендации составлены из практического опыта работы с детьми раннего возраста. Учитывался и онтогенез развития речевой функции.
Все мы знаем, что речь - это одна из сложных психических функций, так как ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. От слаженной работы всех участков головного мозга зависит насколько гармонично будет развиваться речь ребенка. Педагоги и родители могут напрямую повлиять на развитие речи. Все будет зависеть от поставленной цели и заинтересованности в получении результата.
Итак, вперед! Вот основные рекомендации:
1. Проводите с ребенком ежедневно артикуляционную гимнастику перед зеркалом под названием «Обезьянки», включая такие упражнения, как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка».
2. Используйте игры для развития воздушной струи: поддувание предметов, сдувание предметов с поверхности. Любые игры на вашу фантазию, где можно подуть.
3. Развивайте слуховое внимание и речевой слух. Игры, типа: «Узнай на чем играю», «Кто так говорит?», «Воспроизведение ритма», «Громко или тихо», «Кто внимательный?»
4. Уточняйте артикуляцию звуков раннего онтогенеза.
5. Обогащайте активный и пассивный словарный запас:
-учите называть предметы ближайшего окружения;
-знакомьте со значением слов, обозначающих основные цвета, параметры величины, различные качества предмета;
-обозначайте словами свои и чужие действия.
6. Учите детей выражать свои желания и потребности фразовой речью. Стимулируйте к выражению детских просьб только с помощью речи, без молчаливого показа пальцем.
7. Вводите в речь детей предлоги (в, на, под, около, за и т. д.). Можно поиграть в игру «Прятки» с помощью любимой игрушки, которая будет прятаться с использованием данных предлогов.
8. Проговаривайте и комментируйте все режимные моменты.
9. Проводите пальчиковые игры и различные игры с крупами.
10. Включайте в жизнь игры-инсценировки и игры-драматизации.
11. Читайте стихи и сказки с повторяющимися действиями.
12. Рассматривайте сюжетные картинки и беседуйте по их содержанию. Задавайте вопросы и стимулируйте ребенка задавать вопросы вам.
13. Рассматривайте с ребенком игрушки и учите описывать их.
14. Учите детей выполнять одноступенчатые и двухступенчатые инструкции.
Важно помнить, что процесс развития речи должен проходить в игровой и непринужденной форме. Когда ребенку не озвучено слово «занятие», ему легче включиться в действия с вами и сотрудничество. Следовательно процесс развития речи происходит быстрее и эффективнее. И мы получаем долгожданный результат!
Я надеюсь, что данные практические рекомендации помогут многим родителям и начинающим педагогам в службе ранней помощи понять и применить данные приемы для развития очень важного параметра в нервно-психическом развитии – это речь!