МААМ-картинки

Художественная литература как средство формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников

Ольга Федосейкина
Художественная литература как средство формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература, как средство формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников

Современные дети находятся в постоянном информационном поле, что способствует интенсивному темпу их развития. Они быстро впитывают знания и приобретают навыки, но при этом взрослые больше уделяют внимания общему развитию ребенка, а вопросы финансовой грамотности оставляют на будущее. Однако в экономическую жизнь ребенок погружен с ранних лет: он посещает вместе с родителями магазин, банк, видит рекламу по телевизору, слышит от своих сверстников и взрослых такие понятия, как продукты, товары, цены, дорого, дешево, экономить. Мы взрослые можем преподать уроки управления деньгами: рассказать о деньгах, о том, что они имеют разную ценность; откуда берутся деньги и как их нужно тратить и как беречь деньги, рассказать детям о том, чтобы получить деньги, надо приложить усилия. Формирование у детей полезных привычек в сфере финансов поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложат основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Публикация «Художественная литература как средство формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников» размещена в разделах

Таким образом, формировать основы финансовой грамотности можно и нужно раньше – в том возрасте, когда ребенок с интересом узнает новое, когда его поведение и привычки только формируются, когда происходит заложение таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово – грамотного человека.

Задача педагога – преподнести дошкольникам информацию о сложном мире экономики и финансов в максимально доступной и увлекательной форме.

Одним из средств обучения в «арсенале» воспитателя является детская литература. Литература помогает ответить на многие вопросы, после прочтения книги жизненный опыт героев остается с ребенком. Произведения детской литературы обладают важным воспитательным и образовательным качеством: они помогают учиться на ошибках героев, закрепляют успех правильного и грамотного поведения. С помощью педагога дети подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления и категории.

Использование детской литературы способствует решению следующих задач:

1. Пробуждение интереса к изучению мира экономики и финансов.

2. Воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, добросовестности, ответственности, предприимчивости, уверенности в себе и других.

3. Формирование ценностного отношения к труду: уважать людей умеющих трудиться и честно зарабатывать свои деньги.

4. Содействие позитивной социализации и личностному развитию ребенка.

В соответствии с программой «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» весь литературный материал подобран с учетом разделов программы :

- Труд и продукт труда (товар) : К. И. Чуковский «Федорино горе», Л. Н. Толстой «Харошечка», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», А. С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», С. В. Михалков «Три поросёнка», В. Маяковский «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», и другие;

- Деньги и цена (стоимость) : К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. Х. Андерсен «Огниво», А. Н. Толстой «Буратино», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»;

- Реклама: правда и ложь, разум, чувства, желание: С. Михалков «Как старик корову продавал», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах»

- Полезные экономические навыки и привычки в быту: Э. Успенский «Трое из Простоквашино»

Приемы использование детской художественной литературы в работе с дошкольниками :

- чтение и последующее обсуждение произведения;

- беседа на заданную тему с приведением примеров поступков, поведения героев из рассказов, стихов и сказок;

- создание проблемных ситуаций на основе литературных произведений;

- обыгрывание (театрализация) сцен из произведений детской художественной литературы.

Приведу несколько примеров из детской литературы, помогающих детям понять и освоить сложные экономические и финансовые понятия.

Сказка, отражающая труд людей:

В «Сказке о попе и работнике его Балде» речь идет о попе, который мечтал найти себе работника, который бы работал усердно и прилежно, а брал за это не слишком много. В данном произведении автор высмеивает такие качества человека, как жадность и погоня за дешевизной.

Сказка учит нас тому, как нельзя поступать с людьми. Нужно всегда платить по их заслугам. Мораль этой сказки заключается в том, что жадность, мошенничество и обман работодателя всегда будут наказаны.

Рациональное разделение труда:

В сказке «Теремок» каждый из жителей домика выполнял свою работу, и жили они дружно и весело. Сказка показывает, что благодаря рациональному разделению труда все звери имели выгоду от совместного проживания.

Экономия семейного бюджета:

В книге Э. Успенского «Трое из Простоквашино» говорится, что к деньгам нужно относиться бережливо и расчетливо, то есть необходимо экономить. Так, главный герой Кот Матроскин отказывается выписывать газету с целью экономии бюджета: «- А я ничего не буду. Я экономить буду».

Данный эпизод в книге учит, что бережливое и расчетливое отношение к деньгам – залог финансового благополучия.

Таким образом, вы видите, что использование произведений детской литературы в процессе формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников приближает ребенка к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести необходимые навыки поведения.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности»Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности» Свой первый экономический опыт ребенок получает в семье, поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников
Опубликовано: 31 мая 2023 в 15:00
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Федосейкина (УИ 1904523) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД