Ольга Федосейкина
Художественная литература как средство формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература, как средство формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников
Современные дети находятся в постоянном информационном поле, что способствует интенсивному темпу их развития. Они быстро впитывают знания и приобретают навыки, но при этом взрослые больше уделяют внимания общему развитию ребенка, а вопросы финансовой грамотности оставляют на будущее. Однако в экономическую жизнь ребенок погружен с ранних лет: он посещает вместе с родителями магазин, банк, видит рекламу по телевизору, слышит от своих сверстников и взрослых такие понятия, как продукты, товары, цены, дорого, дешево, экономить. Мы взрослые можем преподать уроки управления деньгами: рассказать о деньгах, о том, что они имеют разную ценность; откуда берутся деньги и как их нужно тратить и как беречь деньги, рассказать детям о том, чтобы получить деньги, надо приложить усилия. Формирование у детей полезных привычек в сфере финансов поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложат основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Публикация «Художественная литература как средство формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Таким образом, формировать основы финансовой грамотности можно и нужно раньше – в том возрасте, когда ребенок с интересом узнает новое, когда его поведение и привычки только формируются, когда происходит заложение таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово – грамотного человека.
Задача педагога – преподнести дошкольникам информацию о сложном мире экономики и финансов в максимально доступной и увлекательной форме.
Одним из средств обучения в «арсенале» воспитателя является детская литература. Литература помогает ответить на многие вопросы, после прочтения книги жизненный опыт героев остается с ребенком. Произведения детской литературы обладают важным воспитательным и образовательным качеством: они помогают учиться на ошибках героев, закрепляют успех правильного и грамотного поведения. С помощью педагога дети подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления и категории.
Использование детской литературы способствует решению следующих задач:
1. Пробуждение интереса к изучению мира экономики и финансов.
2. Воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, добросовестности, ответственности, предприимчивости, уверенности в себе и других.
3. Формирование ценностного отношения к труду: уважать людей умеющих трудиться и честно зарабатывать свои деньги.
4. Содействие позитивной социализации и личностному развитию ребенка.
В соответствии с программой «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» весь литературный материал подобран с учетом разделов программы :
- Труд и продукт труда (товар) : К. И. Чуковский «Федорино горе», Л. Н. Толстой «Харошечка», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», А. С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», С. В. Михалков «Три поросёнка», В. Маяковский «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», и другие;
- Деньги и цена (стоимость) : К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. Х. Андерсен «Огниво», А. Н. Толстой «Буратино», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»;
- Реклама: правда и ложь, разум, чувства, желание: С. Михалков «Как старик корову продавал», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах»
- Полезные экономические навыки и привычки в быту: Э. Успенский «Трое из Простоквашино»
Приемы использование детской художественной литературы в работе с дошкольниками :
- чтение и последующее обсуждение произведения;
- беседа на заданную тему с приведением примеров поступков, поведения героев из рассказов, стихов и сказок;
- создание проблемных ситуаций на основе литературных произведений;
- обыгрывание (театрализация) сцен из произведений детской художественной литературы.
Приведу несколько примеров из детской литературы, помогающих детям понять и освоить сложные экономические и финансовые понятия.
Сказка, отражающая труд людей:
В «Сказке о попе и работнике его Балде» речь идет о попе, который мечтал найти себе работника, который бы работал усердно и прилежно, а брал за это не слишком много. В данном произведении автор высмеивает такие качества человека, как жадность и погоня за дешевизной.
Сказка учит нас тому, как нельзя поступать с людьми. Нужно всегда платить по их заслугам. Мораль этой сказки заключается в том, что жадность, мошенничество и обман работодателя всегда будут наказаны.
Рациональное разделение труда:
В сказке «Теремок» каждый из жителей домика выполнял свою работу, и жили они дружно и весело. Сказка показывает, что благодаря рациональному разделению труда все звери имели выгоду от совместного проживания.
Экономия семейного бюджета:
В книге Э. Успенского «Трое из Простоквашино» говорится, что к деньгам нужно относиться бережливо и расчетливо, то есть необходимо экономить. Так, главный герой Кот Матроскин отказывается выписывать газету с целью экономии бюджета: «- А я ничего не буду. Я экономить буду».
Данный эпизод в книге учит, что бережливое и расчетливое отношение к деньгам – залог финансового благополучия.
Таким образом, вы видите, что использование произведений детской литературы в процессе формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников приближает ребенка к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести необходимые навыки поведения.