Ольга Ладыгина
Конспект занятия «Храм — дом Божий на земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям понятие о православном храме
Задачи:
- знакомить с православными традициями жизни как радостью жизни христиан;
- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение храма в жизни человека, как действия любви, добра, человечности;
- побуждать детей размышлять по темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле рассказов;
- обогащать и расширять словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.
Средства:
Публикация «Конспект занятия „Храм — дом Божий на земле“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
1. Методическое пособие «Добрый мир. Православная культура для малышей», автор-составитель Шевченко Л. Л., раздел 3, стр. 51-52;
2. Хрестоматия 3 «Добрый мир. Православная культура для малышей», автор – составитель Шевченко Л. Л., стр. 42 – 55 рассказ 3 «Православный храм»;
3. Чтение рассказа «Храм» стр. 45, «Христиане» стр. 42;
4. Чтение стихотворения «Православный храм» стр. 48;
5. Игра «Звучная буква» стр. 52
6. Наглядный материал: слайды с изображением зданий (презентация, наглядный материал «Добрый мир» иллюстрация №1;
7. Рабочая тетрадь «Добрый мир», стр. 21.(рисуем храм по точкам)
8. Музыкальные материалы «Добрый мир», аудиозапись № 52, 54.
Главные слова: Христиане. Храм. Крест. Колокола. Молитва.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в Храм
2. Беседа о православных христианах;
3. Рассматривание иллюстраций зданий различного назначения, Д/и «Жилое и нежилое»
План:
1. Просмотр слайдов (презентации) : «Здания различного назначения»
2. Чтение и обсуждение рассказа «Храм»
3. Вспоминаем и закрепляем (беседа о христианах)
4. Рассматривание иллюстрации «Храм Христа Спасителя»
5. Чтение и обсуждение стихотворения «Православный храм»
6. Игра с использованием музыкальной записи.
7. Итог беседы.
8. Творческая деятельность.
Образовательная деятельность:
Звучит колокольный звон,
дети заходят в группу и садятся на стулья
Педагог:Ребята, что мы слышим?
Дети: Колокольный звон.
Педагог:Куда приглашает нас колокольный звон?
Дети:В церковь, в храм.
Слайд № 1
Педагог:Сегодня мы будем говорить о храме, о доме, где мы собираемся, чтобы молиться Богу.
Педагог:В храмах всё символично и имеет глубокий смысл. Из чего, дети, строят храмы?УКАЗКА
Слайд № 2
Дети:Из дере
ва, кирпича, камня.
Слайд № 3
Педагог:Что возводят над храмом?
Дети:Над храмом всегда возводят купол.
Педагог: А купол обозначает?
Дети:Небо.
Педагог:Правильно, купол символизирует небо.
Слайд № 4
Педагог:Купол над храмом бывает один. Это значит, что Спаситель наш - Иисус Христос.
Два купола над храмом обозначают единство Бога и человека. А кто знает, что обозначает три купола?
Дети:Три купола символизируют Святую Троицу.
Педагог: А пять куполов - четырех евангелистов и Иисуса Христа. А семь куполов – это…
Дети:Семь дней творения мира.
Слайд № 5
Педагог:Купол заканчивается главой. На что она похожа?
Дети:На шар.
Педагог:А кто знает, как люди ласково ее называют?
Дети:Маковка.
Педагог: На главе устанавливают что?
Дети:Крест.
Слайд № 6
Педагог:Здания храма бывают особенной формы. Если бы мы, ребята, стали птицами, взлетели и сверху посмотрели на храм, то увидели, на что он похож. На что похож этот храм? (На крест)Это символизирует спасительный крест христиан. А этот храм на что похож? (На корабль) Если храм в виде корабля, это обозначает, что храм – это корабль, на котором мы плывем по морю жизни.
А этот? (На круг) А как вы думаете, дети, если храм построен в виде круга, о чем это говорит?
Дети:У круга нет начала и нет конца, так и в жизни с Богом нет конца.
Педагог:А этот храм на что похож? (На звезду) Храмы в виде звезды строили в древности.
Слайд № 7
Педагог:Дети, что мы видим над входом в храм? (показать указкой)
Дети:Колокольню. (Звучит тихо «Благовест»)
Педагог:Правильно, колокольня – это башня, на которой висят (колокола).
УБРАТЬ УКАЗКУ
Что символизирует колокольный звон?
Дети:Колокольный звон приглашает нас на службу.
Педагог:Колокольный звон бывает разный, по нему можно узнать какая служба будет в храме. В праздники особенный колокольный звон. Например, на Пасху он называется Благовест. Это значит благая весть. Давайте послушаем (громкозвучит «Благовест»).
Слайд № 8
Педагог:У каждого храма есть своё имя. В честь кого называют храмы?
Дети:В честь Спасителя, Пресвятой Богородицы, Ангелов, святых угодников.
ЗАКРЫТЬ ПРОЕКТОР
(педагог читает стихи и подходит с детьми к макету Никольского собора)
Педагог:Ребята, я приглашаю вас на прогулку. Дети встают и идут за педагогом к макету Никольского собора.
Мы по улице идём,
На пригорке видим дом.
Не похож на все дома:
В небо смотрят купола.
Крест сияет ярко-ярко,
И на сердце стало жарко
Ребята, а вы узнали это место в нашем городе?
Дети:Да, это наш Никольский собор.
Педагог:В честь какого святого назван наш храм?
Дети:В честь Святителя Николая.
Педагог:Давайте вспомним, из какого материала сделан наш храм?
Дети:Из кирпича.
Педагог:Сколько куполов на нашем храме?
Дети:Один.
Педагог:Кто догадался, о чем символизирует один купол?
Дети:Спасителя Иисуса Христа
Педагог: А если мы посмотрим с высоты на храм, на что он похож?
Дети:На корабль.
Педагог:Ребята, мы с вами ходили в Никольский собор. А теперь давайте вспомним, сколько всего интересного мы там увидели.
Послушайте мою загадку:
Есть в церкви они обязательно,
Глядят с них очи внимательно.
Кто мимо идёт – им поклонится
И тихо, неспешно помолится.
Что это, ребята?
Дети:Иконы.
Педагог:Что такое икона? (дети отвечают)
Педагог: Правильно, ребята, икона – это не рисунок, не фотография. Икона – это священное изображение.
Кто изображен на иконах? (дети отвечают)
Педагог:Правильно, чаще всего мы видим на иконах Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу, Святую Троицу, святых угодников.
Педагог:А на этой иконе кто изображен?
Дети:Святитель Николай, в честь которого и назван наш храм.
Педагог:Дети, я предлагаю вам встать в круг.
Физкультминутка
Педагог:Садитесь на стульчики и у меня для вас есть ещё одна загадка:
В храме прямо от порога
Слышишь, как он славит Бога.
Вдохновенно говорит, поёт,
К вере всех людей зовет.
Кто это, ребята?
Дети:Священник.
Педагог:Священник, дети, ведёт службу, совершает богослужение. Он благословляет нас на добрые дела. Священник красиво одет, его одежда называется облачением.
А вы знаете, как зовут священников в нашем храме?
Дети:отец Павел, отец Владимир, отец Никита.
Педагог: А еще мы можем обратиться к священнику – батюшка.
Слайд № 9
Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту фотографию. Кого мы здесь видим? (взрослых, детей, пожилых людей)Что делают люди? (дети отвечают)
Правильно, в храме люди молятся, ставят свечи за здоровье своих близких, благодарят Бога. Людей, которые приходят в храм, верят в Бога Иисуса Христа и живут так, как Он велел, называют христианами. Христиане любят Бога и любят всех людей. И мы с вами, ребята, тоже…
Дети:Христиане.
Педагог:Ребята, вы все ходили в храм. Может кто-то хочет рассказать об этом (Матвей).
Педагог: Ребята, мы с вами сказали, что храм – это место особое, святое. Это дом Божий, поэтому мы ведём себя здесь по-особому. Существуют правила поведения в храме, которые соблюдают и взрослые, и дети.
Давайте, вспомним некоторые из них:
Дети: В храме нужно стоять тихо, спокойно, благоговейно. Слушать, что поет хор и читает священник.
Педагог:А ещё правила поведения можно рассказать стихами.
(дети читают стихи о правилах поведения в храме)
Слайд № 10
Мальчик:Прежде, чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони,
Не нужны тебе они.
Девочка:Скромную надень одежду,
В брюках в храм идет невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Слайд № 11
Ребё нок: И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Ребё нок:Даром время не губи,
Службу Божью полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
Педагог:А помогает в молитве горящая свеча, которая согревает нашу душу. Мы с вами знаем, что молитва – это…
Дети: Разговор с Богом.
Педагог: О чём мы можем помолиться Богу?
Дети:О маме, о папе, о здоровье…
Педагог: А теперь давайте попробуем поговорить с Богом. Подходите ко мне поближе. Возьмите свечи, и подумайте, о чем бы вы хотели помолиться Богу.
Дети берут свечу, зажигают её и ставят свечу на подсвечник (в песок).
Педагог: Дети, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии? (ответы детей)
Дети:Храм – это особое место. Это, можно сказать, дом Бога на земле. Здесь – красиво, здесь – радостно. Это самое прекрасное и благодатное место, где каждый чувствует любовь нашего Спасителя и учится любить сам.
Педагог: Дети, а когда мы приходим в храм, что мы чувствуем?
Дети:Благодать, утешение, веру, надежду, любовь, радость….
Педагог: Дети, нам с вами хорошо в храме.
Звучит колокольный звон
Педагог:Ребята, и снова звучит колокольный звон, который, наверное, говорит нам, о том, что наше занятие подошло к концу. Я благодарю вас за активное участие и предлагаю в выходные дни дома раскрасить храм, может кто-то захочет дорисовать, составить рассказ, а мы послушаем вас на следующем занятии.