Инна Козлова
Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ «Колокольный звон» и экскурсия на колокольню в храм
▼ Скачать + Заказать документы
По данным ученых, колокола излучают огромное количество резонансных звуковых волн и тем самым очищают пространство. Полно активный колокольный звон убивает бактерии в радиусе 70 километров. Уникальная спиралевидная траектория звука, получающаяся при ударе в колокол, оказывается губительной для многих болезнетворных микробов. Гибнут даже такие микроорганизмы, как вирус гепатита, споры сибирской язвы.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ „Колокольный звон“ и экскурсия на колокольню в храм» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Кроме того, по уверению физиков, если взять дореволюционное количество колоколов в России и посчитать потенциал их излучения в ультразвуковом диапазоне, то окажется, что по большим праздникам этот потенциал будет таковым, что ракета средней дальности отклонила бы свою траекторию.
В Средние века отливали колокола с целенаправленным эффектом: убивавшие возбудителей чумы в одном случае; возбудителей оспы - в другом. В колокола нередко звонили во время грозы - чтобы отвести гром и молнию и предохранить всех слышавших звон от материальной и духовной угрозы. На Украине, в Польше, в России земледельцы всегда были убеждены, что колокольный звон улучшает урожайность. А на Руси существовало поверье, что если над тяжко больным человеком ударить в колокол - он выздоровеет. И это поверье впоследствии получило научные подтверждения.
Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном. Аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых буйных душевнобольных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелые виды депрессий и других психических заболеваний. Малиновый колокольный звон прекрасно излечивает бессонницу. Колокольный звон очищает округ на многие километры.
Можно очень долго и много рассказывать о колоколах, но лучше раз ОДИН РАЗ увидеть, а особенно УСЛЫШАТЬ, как "вживую" звонят колокола.
Светлая седмица (семь дней после Пасхи) — единственная неделя в году, когда можно ВСЕМ позвонить в колокола.
Мы с детьми подготовительной группы воспользовались этой возможностью и посетили храм.
Служители храма помогли подняться на звонницу по длинной крутой лестнице и я начала показывать детям, как нужно звонить в колокола. На высокой колокольне дети испытали восторг и радость, звоня в колокола. Они сами убедились, что звонить совсем непросто. На звоннице были установлены большие, средние, маленькие колокола и от каждого шли тросы, за которые нужно было тянуть с немалой силой, чтобы колокол издал звук.
До посещения колокольни дети на музыкальном занятии познакомились с колокольным звоном, они узнали что существует несколько видов уставного звона: благовест, перебор, перезвон, трезвон. Звучание колоколов вызывало в них самые разные чувства: восторг, умиление, радость, тревогу и даже страх. Я рассказала детям,что во время Великой Отечественной Войны колокольный звон был тревожным и грозным, призывая людей собраться с силами и дать отпор фашистским захватчикам. В народе в таком случае говорили: «звонят в набат».
Конспект музыкального занятия для подготовительной группы ДОУ перед экскурсией на колокольню
Ход занятия
Музыкальный руководитель
Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня к нам пожаловали удивительные, чудесные гости! На первый взгляд, они как братья – много общего, имена даже похожи. А с другой стороны посмотреть – совсем разные. Просто чудеса какие-то. А разгадать эти чудеса сможем мы с вами только вместе, сообща. Договорились? Ну что ж, отправляемся в удивительное путешествие в мир чудес!
Есть у меня волшебный сундучок, в котором лежат разные подсказки. Они-то и помогут нам не заблудиться в незнакомом нам мире, а вместе найти разгадку и понять, что же это за чудо-гости к нам пожаловали.
Вытягиваем первую подсказку.
Ребята, как вы думаете, цветы умеют разговаривать? (ответы детей)
А петь цветы умеют? (ответы)
Оказывается, каждый цветок может рассказать нам свою удивительную историю, но мы не понимаем их язык, к сожалению, поэтому нам кажется, что они безмолвны.
Но есть один цветочек, который принадлежа к цветочному миру, водит родство с миром иным, ничего общего с цветами, на первый взгляд не имеющим.
Что же у этих двух братьев общего? Заглянем в наш волшебный сундучок, он обязательно нам подскажет. Они похожи внешне и название у них сходное.
А в чем различие? Различия в размерах, предназначении, материале, из которого они сделаны и авторе их творения, да и век, отведенный каждому из них на служение, совершенно различный.
Что ж, сундучок, давай нам первую загадку-подсказку!
(Звучит музыка – тихий звук колокольчика)
Дин - дон! Дин – дон! Раздается в поле звон.
Дин – дон! Дин – дон! Как красив и нежен он!
Кто же наш гость?
В синей шапочке головка,
Вырос он хоть не велик,
На ветру кивает ловко,
Так прекрасен нежный лик.
Говорят, поет он звонко,
Но не слышен песни звук.
Он растет на ножке тонкой,
Украшая поле, луг.
Похож на музыкальный инструмент,
Но звука музыкального в нём нет. (колокольчик)
(Дети отвечают)
- Давайте заглянем в наш волшебный сундучок и посмотрим правильно ли мы отгадали. (Достаем из сундучка цветок колокольчик).
- Вот он, первый братец, гость наш дорогой. А что же тебя связывает с другим братцем и кто он такой?
(Звучит музыка – звук колокольчика)
- Ребята, слышите, это колокольчик хочет рассказать нам свою историю. Давайте прислушаемся, если очень-очень захотим, то обязательно поймем язык колокольчика. А понять язык колокольчика нам поможет наш волшебный сундучок. Заглянем в него. (достаем листочек с загадкой). Нужно разгадать загадку.
Нет головы, а есть шея,
Нет рта, а есть язык.
(колокол).
Удивительно, что за загадка такая? Как такое может быть? Давайте прочтем дальше – здесь есть подсказки:
Язык есть, речей нет, а вести подает.
(Ребята отгадывают. Если не могут отгадать, берем еще одну подсказку)
Он давно к тому привык,
Что тягают за язык.
Бьют в него - до облаков
Слышен звон
(колоколов)
Молодцы, ребята, разгадали загадку, расколдовали колокольчик.
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
(включить колокольный звон)
Без чего не бывает храма, церкви? (без колокольного звона)
Поднимите руку те, кто бывал в церкви с мамой и папой.
Что вы там видели, что запомнили?
(появляются слайды храмов, церквей)
Музыкальный руководитель:
Верно, это разные православные Храмы. Храм — самое красивое здание. Вы неоднократно бывали в нем и видели, что Храм отличается от других зданий и домов, в которых живут люди. У входа в Храм или над его входом есть башня, которая называется колокольня.
(музыкальный руководитель демонстрирует слайд с изображением колокольни)
Люди во все времена строили Храмы и колокольни из любви к Богу. Колокола зовут людей в Храм для общения с Богом. В храмах молятся иконам Господа Иисуса Христа, его матери - Пресвятой Богородице, святым и просят у них помощи в разных делах, просят здоровья, и Господь Бог помогает всем хорошим людям, тем, кто не делает зла своим близким и друзьям.
Как вы думаете, ребята, а колокола сами могут звонить?
(Ответы детей).
Как называют человека, который звонит в колокола?
(Ответы детей).
Музыкальный руководитель:
Человека, звонящего в колокола, называют звонарь.
Подумайте, что обозначает слово колокол
Слово "колокол" означает - зов, шум, крики.
Музыкальный руководитель:
Однажды мудрый человек сказал: "Храм - это молитва в камне. Икона - это молитва в красках. Колокол - молитва в звуке, звучащая икона"
Дети, у людей бывает своя судьба, своя история, так бывает своя судьба, своя история и у вещей. Я хочу рассказывать удивительную историю о судьбе колоколов.
Колокола появились на Руси еще в древние времена. По преданию, в 15 веке один монах, живший в Италии, заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. По-итальянски цветок – «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик. На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце 15 века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте и по качеству звона колоколов.
На Руси вообще колокола считали живыми существами. Имя давали, даже были при крещении мать и отец.
Благовест - извещал о празднике, о торжестве, о доброй благой вести.
Набат - о пожаре и других бедствиях.
Всполошный – извещал о бунте, или если подступал враг.
Вечевой - собирал жителей на собрание на главную площадь города.
Колокольный звон — это древнее мастерство. Давайте послушаем, как звучат колокола.
(слушаем колокольный звон)
- Дети, у меня для вас есть две трудные загадки. Хотите подумать и отгадать?
Голова об шапку – бом!
И на всю округу – гром!
Кто догадался, что в загадке говорится о колоколе? Почему вы так думаете? (предложить объяснить свое мнение).
- На что похож колокол? (Из ответов обратить внимание на сходство с колпаком).
. У колокола есть тело — сам колокол, пояс — это самое широкое место колокола, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол на перекладину в колокольне; язык — металлическая палка с веревкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяя о пояс.
- Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать?
(предложить подумать и высказать свое мнение).
- Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике.
Отчего же зависит звук колокола?
Язык у колокола, как смычок у скрипки. Чем толще язык, тем и звук будет глубже, ниже. Чем тоньше язык – звук будет выше. Язык для колокола подбирали индивидуально.
Колокольный звон появился на Руси очень давно. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники.
- А как вы думаете, где размещают колокола?
(На высоких колокольнях или в звонницах).
- Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше: с высокой или низкой? Почему? (предложить подумать, поразмышлять).
Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в г. Москве и называется она - "Иван Великий", т. е колокольня Ивана Великого.
(обратить внимание детей на экран).
- В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение).
- Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра.
(Предложить послушать набат – тревожный сигнал колокола).
Знакомство с "Царь-колоколом".
- Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название?
(предложить подумать и высказать свое мнение, обсудить варианты ответов).
- Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Как вы думаете, почему до нашего времени дошли имена мастеров? Чем они прославились?
(предложить высказать свою точку зрения).
- Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых". Внизу мы видим красивый орнамент. Как вы думаете, почему Царь-колокол – памятник литейного колокольного искусства?
(предложить подумать, поразмышлять).
Какими словами можно рассказать о нем? (величественный, могучий. огромный, громкий)
Игра с колокольчиками "Дили-дон".
Дети под музыку легко бегут по кругу, у каждого в руке маленький колокольчик, по сигналу дети останавливаются, ставят на пол колокольчик и поворачиваются в круг спиной, говорят слова:
Дили- дили- дили -дон!
Слышится со всех сторон.
Весело играем мы,
Звонче, колокол, звени!
Во время проговаривания слов водящий идет по кругу и одного из игроков забирает колокольчик. Все весело звенят. Ребёнок, оставшийся без колокольчика выполняет какое – нибудь задание (сплясать, прочитать стихотворение, спеть и т. д)
Музыкальный руководитель:
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон.
Легенды колоколов
- О колоколах сложилось много легенд.
* Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник.
* Говорят, что под колокольней не живут крысы. Почему? (Предложить детям подумать и высказать свое мнение).
* С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались “ботала”, и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей.
* Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу.
(позвонить над каждым ребенком колокольчиком, уточнить: каким стало настроение).
Не зря ведь говорят в народе: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…”
(С. Трофимова).
- Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства.
У меня для вас есть подарок - бумажные колокольчики. Предлагаю в группе или дома украсить их красивыми орнаментами, узорами с помощью красок или фломастеров. До встречи на экскурсии в храме.
Колокол Церкви святой!
Чуден твой голос свободный,
Люб отголосок мне твой.