Татьяна Бахтиярова
Конспект урока химии в восьмом классе «Основания. Качественные реакции. Индикаторы»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока
Предмет: Химия
Класс : 8 класс
Базовый учебник: Химия. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – М. : Дрофа, 2013
Тема урока : «Основания. Качественные реакции. Индикаторы»
Цель: сформировать понятия «качественная реакция»; «индикаторы»
Задачи:
образовательные:
Публикация «Конспект урока химии в восьмом классе „Основания, Качественные реакции, Индикаторы“» размещена в разделах
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Химия. Уроки химии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
способствовать закреплению знаний обучающихся об основаниях как классе неорганических соединений;
разобрать генетическую связь между оксидами и основаниями;
продолжить работу над составлением формул по степени окисления;
сформировать понятие об основаниях, как составной части моющих средств и средств личной гигиены;
метапредметные:
развитие мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
развитие навыка смыслового чтения, выделения ключевой информации;
развитие навыка выполнения лабораторных опытов, умения наблюдать, делать выводы;
развитие навыков самостоятельной работы;
личностные:
способствовать формированию целостного, научноориентированного взгляда на мир;
создать условия для воспитания сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной дисциплине, умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей, слушать других, культуры речи, общения, способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
вырабатывать умение следовать нормам безопасного применения химических веществ в быту.
Тип урока : урок открытия новых знаний
Форма урока : комбинированный урок
Технология: технология развития критического мышления.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
1 Организационный момент
Цель:
Определить готовность к уроку
Девиз урока :
«Говори что знаешь, делай что умеешь»
Загадка:
Если формулы начало
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название,
Ведь эти вещества (основания).
УУД
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2 Постановка учебной задачи
Цель:
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Учащиеся:
Определяют что известно, а что предстоит узнать. Формулируют задачи и вопросы, на которые хотели бы получить ответ.
УУД:
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: формулирование познавательной цели.
3 Вызов
Цель:
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
Учитель:
- Создает проблемную ситуацию:
«Как сварить яйцо без огня?»
- Проводит эксперимент.
- Химический диктант : Zn(OH)2, Ba(OH)2, KOH, Al(OH)3, NaOH, Ni(OH)2, Fe(OH)3, Co(OH)2, CuOH.
- Организует работу в парах: вычислить молекулярную массу трех оснований (на выбор).
Трое обучающихся идут «в магазин за покупками» : выбрать и охарактеризовать одно основание (проверка д/з).
- Обращает внимание на ход эксперимента.
Обучающиеся:
- Предлагают способы решения проблемной ситуации.
- Наблюдают за ходом эксперимента.
- Записывают формулы под диктовку (один работает у доски с обратной стороны).
- Выполняют проверку, называют вещества
- Дают общее определение оснований.
- Называют свойства оснований : гигроскопичность; едкость; мылкость.
- Выполняют задание. Проверка.
- Характеризуют NaOH, KOH, Ca(OH)2 ("покупатели").
- Наблюдают. Отмечают нагревание. Делают вывод, что происходит химическое явление. УУД:
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Метапредметные: развитие навыка выполнения лабораторных опытов, умения наблюдать, делать выводы.
4 Осмысление
Цель:
Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
Помочь соотнести старые знания с новыми.
Учитель:
- Вводит понятие «индикаторы».
- Организует самостоятельное изучение темы по учебнику.
- Демонстрирует действие индикаторов на основания.
- Организует работу в парах по исследованию моющих средств с помощью индикаторов.
- Демонстрирует действие индикаторов на аммиак (бабушкин способ чистки золотых и серебряных изделий).
Обучающиеся:
- Прослушивают материал, делают записи в тетрадь.
- Самостоятельно изучают новый материал в форме индивидуальной деятельности.
- Работают с таблицей «Действие индикаторов на основания»
- Наблюдают, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в щелочной среде»
- Выполняют лабораторное исследование моющих средств.
- Делают вывод о наличии в них оснований (в состав моющих средств вводят основания, чтобы обезжирить загрязнения).
- Наблюдают, делают записи в тетрадях.
УУД:
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.
5 Рефлексия
Цель:
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. Учитель:
- Демонстрирует результат эксперимента «Варка яйца» и исследует продукт реакции с помощью индикатора.
- Организует рефлексию в форме анкетирования.
Обучающиеся:
- Наблюдают, делают вывод о том, что между негашеной известью и водой произошла химическая реакция, в результате которой образовалось основание Ca(OH)2 ; о связи между оксидами и основаниями; о выделении энергия.
- Заполняют анкету:
1. На уроке я работал (а) : активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я : доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался : коротким/ длинным
4. За урок я : не устал (а)/ устал (а)
5. Мое настроение: стало лучше/ стало хуже
6. Материал урока мне был : понятен/ не понятен;
полезен/ бесполезен;
интересен/ скучен
7. Домашнее задание мне кажется: легким/ трудным
- Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную самооценку.
УУД:
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
6 Домашнее задание
Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости:
параграф 19, составить кроссворд по теме «Основания».
Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.