Полина Шестопалова
Характеристика сенсорно-перцептивных функций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика сенсорно-перцептивных функций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)
Распространенность недостатков зрения и слуха среди детей с задержкой психического развития не выше, чем среди нормально развивающихся детей.
Публикация «Характеристика сенсорно-перцептивных функций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Ребенка в очках в специальном саду для детей этой категории увидишь не чаще, чем среди нормально развивающихся сверстников. Это означает, что первичных сенсорных недостатков у детей рассматриваемой категории нет. Вместе с тем совершенно очевидно наличие недостатков восприятия.
Эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят»
У детей с ЗПР можно отметить:
трудности в выделении фигуры на фоне;
затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта;
недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки;
особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях.
Недостатки восприятия явно выступают:
когда дети выполняют задания на копирование фигур;
когда они конструируют по образцу какие-либо объекты:
• домики из строительных кубиков;
• конструкции из материалов «Него»;
• фигуры из кубиков Кооса.
Наблюдаются затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений, связанные с этими недостатками.
У дошкольников с ЗПР имеются затруднения в построении целостного образа из отдельных предъявленных частей. Формирование целостного образа происходит замедленно, поэтому ребенок многого не замечает, упускает детали.
Недостатки восприятия выступают более четко и выражены значительнее при неблагоприятных или необычных условиях восприятия: когда предмет рассматривается в непривычном ракурсе, в условиях плохого освещения, изображение представлено в виде контура или неполным, контурные изображения предметов наложены друг на друга или перечеркнуты прямыми линиями. Позднее, когда начинается обучение чтению, недостатки восприятия проявляются в смешении близких по очертаниям букв и их элементов.
Польский психолог Х. Спионек (1978) считает отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдаемое у детей этой категории, одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении.
Рассматривая все описанные недостатки восприятия, можно видеть, что связаны они не с первичными сенсорными дефектами, а являются следствием несформированности аналитико-синтетической деятельности в зрительной системе.
Слуховое восприятие дошкольников с ЗПР характеризуется теми же особенностями, что и зрительное.
Каких-либо трудностей в восприятии простых слуховых воздействий не наблюдается. Имеются некоторые затруднения в дифференциации речевых звуков (что говорит о недостатках фонематического слуха, наиболее отчетливо выступающие в сложных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах. Дети испытывают трудности при выделении звуков в слове. Эти затруднения, отражающие недостаточность аналитико-синтетической деятельности в звуковом анализаторе, обнаруживаются при обучении детей грамоте.
Значительно больше проявляется отставание в развитии осязательного восприятия. Дети затрудняются в осязательном узнавании даже многих хорошо знакомых им предметов.
Дети затрудняются в определении места прикосновения к разным участкам их кожной поверхности (например, щеке, подбородку, носу, кисти руки или предплечью). Дети определяют место прикосновения неточно, иногда вообще не могут его локализовать. Особенно трудно им локализовать тактильные ощущения в случае одновременных прикосновений к двум разным участкам кожи.
Причины недостаточности ощущений и восприятия детей с ЗПР :
низкая скорость приема и переработки информации;
дети не могут создавать целостный образ предмета (объединять отдельные его элементы, их сопоставлять и т. д.);
дети не умеют рассматривать то, на что направлен их взгляд, и вслушиваться в то, что звучит в данный момент, будь то речь или какие-то другие звуки;
отмечается и несформированность наблюдения — систематического и целенаправленного восприятия, осуществляемого с целью изучения предметов и явлений, обнаружения происходящих в них изменений и установления их смысла, который непосредственно не выступает.
Наблюдение относится к категории высших психических функций и формируется на основе развитого непосредственного восприятия.