МААМ-картинки

Характеристика понятия «творческие способности детей» (вторая часть)

Альбина Валерьевна Туманина
Характеристика понятия «творческие способности детей» (вторая часть)
▼ Скачать + Заказать документы

13. Легкость генерирования идей. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут идеи хорошие.

14. Беглость речи. Легкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слова. При этом важна осмысленность.

15. Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Публикация «Характеристика понятия „творческие способности детей“ (вторая часть)» размещена в разделах

Американский психолог Л. Кохен предлагает рассматривать как характеристики творческой деятельности не творческие способности, а творческое внешнее поведение личности. По мнению автора, творческая деятельность выражается в репертуаре творческого поведения. Л. Кохен выделяет следующие семь уровней творческого поведения :

1) научение чему-то новому;

2) открытие нового для себя;

3) проявление талантов;

4) развитие умения решать проблемные ситуации;

5) открытие нового в области интересов и знаний;

6) творчество через расширение области деятельности;

7) творчество через полное переструктурирование области деятельности.

Исследования В. А. Моляко, а также исследования целого ряда авто-ров позволяют выделить в системе творческого потенциала следующие основные составляющие:

- задатки, склонности;

- интересы, их направленность;

- любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;

- быстрота в усвоении новой информации;

- склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям;

- проявление общего интеллекта – схватывание, понимание, быстрота оценок;

- эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание;

- настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, смелое принятие решений;

- творческость – умение комбинировать, находить аналоги;

- интуитивизм – способность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

- сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда;

- способность к выработке личностных стратегий и тактик при поиске выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций.)

Своеобразные подходы к изучению личностных предпосылок творчества содержатся в работах таких отечественных ученых, как В. С. Библер, Д. Б. Богоявленская, А. Я. Пономарев и др. Так, В. С. Библер в качестве основной предпосылки творчества выделяет диалогичность процесса мышления. Д. Б. Богоявленская вводит изучение детерминации интеллектуальной активности человека в социальный контекст, А. Я. Пономарев – психологические проблемы творчества в контекст анализа процессов взаимодействия и развития.

Очевидно, в качестве сущностного критерия процесса творчества выступают как критерии новизны и оригинальности, так и собственно психологические критерии внутренних, субъективных изменений, роста личности.

Особое место в психологии и педагогике занимает детское творчество. Оно является спорным вопросом и в современной науке. Существует целое направление в психологии, педагогике, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве. Однако многие ученые придерживаются других взглядов, они утверждают, что детское творчество совершенно в своем роде, потому оно не требует вмешательства взрослых: "обучение засушивает детское творчество". В дискуссии принимали участие : Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Н. А. Ветлугина и др. В итоге дискуссии была принята следующая позиция: "Признание субъективности детского творчества". Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но делает открытия для себя.

Способности к изобразительной деятельности относятся к числу специальных и имеют сложную структуру:

• ведущие свойства (воображение);

• опорные (высокая зрительная чувствительность, особая умелость руки);

• фоновые (эмоциональный настрой). (И. А. Лыкова)

Способность к изодеятельности у дошкольника – это интегративное свойство, включающее ряд компонентов: эмоциональный, деятельностный, познавательный и аксиологический. "Ядром" художественных способностей можно определить эмоционально выраженную потребность в эстетической самореализации, способность художественного освоения мира изобразительно-выразительными средствами и наличие соответствующей возрасту "Я-концепции творца".

Е. С. Белова называет следующие проявления художественно-творческих способностей у дошкольников :

• чувство цвета;

• умение объединить цветовое пятно в единое целое;

• сделать цвет выразительным;

гармония цвета: умение связать все цвета воедино;

• ощущение и передача пространства;

• чувство композиции;

• расположение предметов на плоскости;

• умение выделить смысловой, зрительный, композиционный центр;

• умение выбрать размер и форму листа в зависимости от замысла рисунка.

По мнению многих ученых, художественные способности наиболее успешно формируются тогда, когда ребенок активно воссоздает соответствующие образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, параллельно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. В отечественной дошкольной педагогике разработаны вопросы формирования выразительного образа в детском художественном творчестве.

Исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать художественный "язык" разных видов искусства и при соответствующих условиях самостоятельно создавать выразительные образы. Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения при соответствующем эстетическом отношении. Овладение техникой понимается не только как основа возникновения образа, но и как средство достижения его выразительности.

Для создания художественного образа необходимо:

• умение передавать обобщенную образность предметов и явлений;

• эмоционально реагировать на предмет творчества;

• эстетически осмысливать его;

• сочетать форму и содержание.

И. А. Лыкова выделяет следующие условия:

• самостоятельный выбор детьми художественно-выразительных средств (согласно замыслу);

• гармоничность цветового решения в соответствии с темой и личным от-ношением к изображаемому;

• зависимость материалов и техники исполнения от характера передаваемого образа;

• "осмысленная" роль речи в художественном развитии детей : до тех пор, пока художественный образ не обозначен словом, он не осознается ребенком.

В научной литературе прослеживается динамика освоения художественного образа:

• подготовительная стадия, состоящая в активном экспериментировании и приобретении посредством этого знаний о материалах, величинах, формах, пространственных расположениях и т. д. ;

• стадия "возникновения образа", на которой ребенок воспринимает и самостоятельно создает выразительные образы в разных видах художественной деятельности – в рисунке, танце, драматических импровизациях;

• стадия "совершенствования образа", на которой ребенком используются различные средства и носители выразительности.

Как критерии качества выразительности художественного образа выступают:

• нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств;

• индивидуальный "почерк";

• соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Показателями выразительности художественных образов являются:

• эмоционально-личностное отношение к изображаемому;

• техническая грамотность;

• самостоятельность;

• оригинальность художественного обобщения.

Ярким проявлением художественно-творческих способностей служат результаты (продукты) изобразительной деятельности детей седьмого года жизни.

Для нашего исследования весьма важно определить различие таких смежных понятий как "способности", "творчество", "творческие способности", "художественно творческие способности".

Понятие "способности" – широкое понятие об индивидуальных особенностях личности.

Понятие "творчество" рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Творческие способности помогают личности самореализовываться, активно включаясь в творческую деятельность, создавая духовный или материальный продукт, отличающийся оригинальностью, неповторимостью, новизной.

"Художественно – творческие" – специальные способности. Самореализация выражение личности с помощью изобразительных материалов. Художественно – творческие способности открывают личности путь к самовыражению путем создания работ – результатов изобразительной деятельности (рисунков, аппликации, лепки и т. д.).

Публикации по теме:

Игры детей на свежем воздухе (часть вторая) Территория под открытым небом составляет гигантскую лабораторию для обучения, которая способствует детскому творчеству. Исследователи обнаружили,.

Изонить. Часть вторая.Изонить. Часть вторая. Здравствуйте, коллеги! Занимаясь с детьми ручным трудом, незаметно и сам моделируешь новые образцы. Дети с удовольствием занимаются.

Опыт работы «Влияние сказки на творческие способности дошкольников» Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребёнка такое же серьёзное и.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть) Большое внимание уделяла в создании самых необходимых условий для жизни и воспитания детей. В создании благоприятной атмосферы и внедрении.

Сценарий досуга «Народные традиции на Руси. Праздник Ивана Купала» для детей старшей группы (вторая часть)Сценарий досуга «Народные традиции на Руси. Праздник Ивана Купала» для детей старшей группы (вторая часть) Сценарий досуга «Народные традиции на Руси. Праздник Ивана Купала» для детей старшей группы (вторая часть) Солнце: Дети раньше играли.

Семинар-практикум для родителей «Техника пластилинографии. Развиваем творческие способности детей» ЦЕЛЬ: Формировать представление родителей о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, познакомить с техникой пластилинографии.

Стихи с буквой Р. Вторая часть Через горы. перевалы Быстро мчатся самосвалы. Торопитесь,шофера, Стройку начинать пора. Где лопатки и совок? Разгружаем все песок. Разгрузили.

ТРИЗ для дошколят: развиваем творческие способности На протяжении многих десятилетий система образования носила информационно-репродуктивный характер, формировала человека-исполнителя, развивала.

Творческие родители-творческие дети 2. Фотоотчет о выставке «Новый год рядом»Творческие родители-творческие дети 2. Фотоотчет о выставке «Новый год рядом» г. Кемерово. МБДОУ № 183 "Детский сад присмотра и оздоровления". Воспитатели: Исаева Ольга Михайловна И Тарасова Людмила Фагнавеевна. Хотим.

Выпускной бал 2015 г. (часть вторая) Сценарий выпускного вечера в детском саду 2015 г. Вед. В школу нужно рано встать, постель быстро убирать, Одеваться аккуратно, чтоб смотреть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика понятия «творческие способности детей» (вторая часть)
Опубликовано: 18 августа 2016 в 04:46
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика понятия «творческие способности детей» (вторая часть)» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Валерьевна Туманина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД