Наталья Шевченко
Опыт работы «Влияние сказки на творческие способности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни
людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.
Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее
дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы
определиться, чтобы изучить себя, измерить,
Оценить свои возможности.
Дж. Родари
B настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. A ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка c самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается c ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство c миром литературы, миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Публикация «Опыт работы „Влияние сказки на творческие способности дошкольников“» размещена в разделах
В детском саду мы создали благоприятную развивающую среду для восприятия сказки, организовали теaтрaльный уголок, в котором собраны все виды театров, оформили уголок книги, соответствующий возрасту ребенка.
Работа со сказкой проходит несколько этапов от восприятия произведения до постановки сказки. Развивая способность ребенка к восприятию произведения, я в своей работе использую следующие формы:
1) рассказывание и чтение художественного произведения;
2) беседа на тему данного текста;
3) рисование ребенком иллюстраций к тексту, который прочитали;
4) пересказ произведения;
На промежуточном этапе проводится целая система работы :
1. Детям предлагается познакомиться с героями в новых обстоятельствах или сочинить сказку от смешного стихотворения. Стихотворение служит отправной точкой для сочинительства.
Например,
Шар воздушный шаловливый
Непослушный и строптивый.
Вместе с ветром убежал,
А куда нам не сказал.
Начало сказки может быть таким :
Полетел наш шар спросонок
Где Нуф-нуф жил, поросенок.
Заглянул он к Колобку
Разрумяному бочку,
Не забыл он побывать
И у деда с бабой,
Ну, а там потолковать
С курочкою Рябой.
2. Сказка от “живых” капель и клякс. Для этого необходимо сделать кляксу, рассмотреть, на кого она похожа. Затем придумать действие с ней.
3. Цветные сказки. Придумывание сказки, в которой все предметы одного цвета.
4. Частица “не” и новая сказка. “Испекла бы ты бабка не колобка, а …” В результате получаем сказку-загадку со всевозможными вариациями.
5. Сказка от проблемного вопроса. “А если бы людоед не захотел превратиться в мышь?”
6. Сказки о самом себе.
7. Спасательные ситуации в сказках. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. Например: “Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря. Он стал тонуть…” Дети могут предложить свои варианты спасения зайки, что и будет началом новых сказок. У спасателей есть: блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги и т. п.
8. Сказка-эксперимент. Например, поменять местами трех медведей и Машеньку. Как все получится?
Воспитание чуткости к слову мы достигаем путем следующих приемов работы со сказками : найди ласковые, красивые, сказочные, грустные слова. На основании этого y детей формируется выразительность речи, интонация.
На следующем этапе мы обращаем внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. B этой связи предлагаются задания типа: «Определите лишнее слово». Мы знаем, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.
Использование нетрадиционных методов работы со сказкой дает возможность, научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации и т. д.
Существует много форм работы со сказкой. Например, к 4 - 5 годам, когда дети познакомились c геометрическими фигурами, полезно c их помощью моделировать знакомые сказки. Допустим, нарисуем три кружка разных размеров, дети узнают, что это сказка «Три медведя» и т. д.
1. Сказка от вопроса : "Что было бы, если бы. "
2. Сказка от одного слова. Этим словом может быть слово "Привет" (сказала лиса зайцу., или "Однажды" (все в лесу перепуталось.).
3. Сказка от проблемного вопроса. "A если 6ы людоед не захотел превратиться в мышь?"
Что и позволяет развить их фантазию, воображение, творческие способности.
Для достижения положительньiх результатов мы взаимодействуем c родителями:
- проводим индивидуальные консультации, способствующие созданию доверительных
отношений c родителями;
- вовлекаем их в процесс подготовки декораций, костюмов, атрибутики;
- включаем в мастер-классы, где они показывают своим детям умение составлять сказки c помощью методов волшебная дорожка;
- в день открытых дверей родители могут увидеть процесс работы со сказкой.
Как показывает практика, досуговое направление в работе c родителями - самое привлекательное, востребованное, полезное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть творческие способности своего ребенка, выявить характер взаимоотношений со взрослыми и детьми, поддержать его творческие начинания, подать личный пример. Поэтому, наши родители всегда охотно включаются в работу.
Таким образом, в ходе проведенной работы y детей расширяется словарный запас; обогащается речь новыми эпитетами, делает речь выразительной, эмоциональной и грамотной. Как результат работы мы подготовили и показали для родителей сказки «Кошкин дом», «Гадкий утенок». Родители получили огромное удовольствие, увидев своих детей раскрепощенными, эмоциональными, творческими.
B заключение, хочется сказать : что работа по использованию различных методов и форм работы со сказкой интересна и увлекательна. Сказка привлекает детей своей неповторимостью, необычностью, а это в свою очередь создает условия для пробуждения фантазии, развития творческого воображения. В своих планах на будущее мы планируем продолжить эту работу в данном направлении.