Наталья Павлова
Семинар-практикум для родителей «Техника пластилинографии. Развиваем творческие способности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Формировать представление родителей о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, познакомить с техникой пластилинографии - нетрадиционным способом рисования, как средством развития творческих способностей.
ЗАДАЧИ:
1. Побуждать использовать пластилинографию для развития детского творчества.
2. Учить создавать поделки в технике пластилинографии.
3. Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Техника пластилинографии, Развиваем творческие способности детей“» размещена в разделах
- Лепка. Консультации для родителей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Пластилинография. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
4. Приобщить родителей к участию в жизни группы и детского сада.
5. Формировать положительные эмоции.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Анкетирование родителей «Творческий потенциал вашего ребенка».
2. Анализ проведенного анкетирования.
3. Оформить выставки: работ детей, выполненных в технике пластилинографии; книг для родителей по по нетрадиционному художественному творчеству.
4. Подготовить материал: для проведения педагогического всеобуча, мастер-класса по пластилинографии, литературное и музыкальное сопровождение.
5. Разработать памятки для родителей : «Советы при работе с пластилином», «Организация рабочего места», папку-передвижку «Подарок ребенку: пластилин – развиваем творчество», тест для родителей «Ваш творческий потенциал».
УЧАСТНИКИ: педагог, родители.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: музыкальный зал детского сада.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
1. ТСО, видеозапись «Веселые букашки. Пластилиновый мультфильм руками детей», презентация «Рисуем пластилином»;
2. Материал для проведения мастер-класса (картинка с изображением снегиря, рабочая поверхность, пластилин, трафарет, стеки, дополнительный материал (пуговицы, бусинки, перышки, влажные салфетки.
ПЛАН СЕМИНАРА :
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Вступительное слово. Просмотром видеозаписи «Веселые букашки. Пластилиновый мультфильм руками детей».
2. Беседа с родителями. Педагогический всеобуч с использованием презентации «Рисуем пластилином».
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Мастер-класс «Снегири».
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Игра «Неоконченные предложения».
2. Домашнее задание для родителей с детьми.
3. Рефлексия.
4. Чаепитие.
Ход СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА :
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Вступительное слово.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас на семинар – практикум, его тема «Техника пластилинографии - развиваем творческие способности детей». Я очень надеюсь, что всё чему вы научитесь, пригодится вам в воспитании и развитии ваших детей.
Начнем мы его с веселой нотки - просмотра мультфильма «Веселые букашки. Пластилиновый мультфильм руками детей».
Обмен впечатлениями.
2. Беседа с родителями. Педагогический всеобуч с использованием презентации «Рисуем пластилином».
Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество?
Ответы родителей.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество — это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.
Воображение — это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим — когда образ предмета создается по его описанию, и творческим — когда рождаются абсолютно новые образы.
Креативность — это способность к творчеству, готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. В жизни детей творческие способности могут выручить в самых разнообразных жизненных ситуациях.
Творческая деятельность очень интересна для ребенка – дошкольника, потому что удовлетворяет его желание действовать вообще и продуктивно в частности, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному, пережитому.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего, рисование. Нет детей, которые не любят рисовать, так как рисование – естественная потребность ребёнка, исключения крайне редки, ведь дети – творцы от природы. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи.
Понаблюдайте за собой: сколько раз за день вы улыбнулись ребенку, похвалили его, обратили внимание на красоту окружающей жизни, красоту отношений между людьми. Уделите своему ребёнку немного свободного времени, творя вместе с ним. Находясь вместе, оцените эти необыкновенные минуты, когда можно посмотреть в глаза друг другу, помечтать, что-то сочинить, помочь малышу поверить в себя, в свои силы, проявить творчество.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А чем любят рисовать ваши дети?
Ответы родителей.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А ведь рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Это нетрадиционная техника рисования называется пластилинографией. Мы с ребятами приготовили для вас выставку работ, выполненных с помощью пластилинографии. Просим вас оценить наши труды.
Родители рассматривают выставку, высказывают свое мнение.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, какими развивающими возможностями обладает данная техника?
Предположения родителей.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пластилинография для детей не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Значение ее в развитии ребенка трудно переоценить.
Вот лишь некоторые ее плюсы: занятия пластилинографией способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, умению ориентироваться на листе бумаги, ознакомлению с окружающим миром, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка. Ведь чем больше он работает пальчиками, тем быстрее развивается, лучше говорит и думает. Дети учатся самостоятельности, произвольности поведения, учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Лепка из пластилина способствует развитию фантазии, воображения, позволяют реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве. При лепке из пластилина – разминаются пальцы и ладони рук – а это… развитие мозга и даже профилактика болезней!
ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас я предлагаю вашему вниманию презентацию «Рисуем пластилином».
Демонстрация слайдов, объяснение:
1. СЛАЙД - Развитие творческих способностей. - Способности обнаруживаются только в деятельности. Это в первую очередь умение человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Развивая творческие способности детей, необходимо развитие воображения, качеств мышления – быстрота, гибкость, оригинальность, законченность. Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события.
2. СЛАЙД - Пластилинография, ее виды. - Пластилинография в рамках продуктивной деятельности в может стать необычным решением задачи творческого развития детей. Пластилинография – это рисование пластилином на горизонтальной поверхности. Работы получаются объемными, живыми. Выполнение их доставляет детям огромное удовольствие. Виды пластилинографии : прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура, контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков», многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев, мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
3. СЛАЙД - Основные средства пластилинографии. Материалы и инструменты для работы - Средствами пластилинографии являются художественные, наглядные и технические средства. Основным инструментом - является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Материалом для работы служат : основа, пластилин, стеки, влажная тряпочка, и, конечно же, главный инструмент – руки ребенка. Привлекательным в пластилинографии является то, что при работе с пластилином можно использовать большое количество дополнительных материалов: это и природный, и бросовый материал, большое количество инструментов.
4. СЛАЙД - Этапы обучения детей пластилинографии. - При обучении пластилинографии, дети, первоначально, осваивают основные приемы техники лепки. На следующем этапе дети учатся создавать изображение, используя разные детали для создания образа, пользоваться различными инструментами, действовать по образцу и словесной инструкции воспитателя. Обучение, организованное воспитателем, должно подвести детей к самостоятельному использованию всего того, что они усвоили в процессе занятий по лепке. Следующий этап – самостоятельной творческой деятельности детей, с опорой на уже имеющийся опыт.
5. СЛАЙД - Организация рабочего места. - Нужен рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы, коробку с неоконченными работами, если такие есть, и рабочие инструменты. Должно быть хорошее освещение. Следите за тем, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола. Можно использовать музыку, хорошая музыка на-строит на творчество. Очень важно при работе следить за осанкой детей. Пластилин должен лежать в закрытой коробке. Картон должен в специальной папке. Стеки должны храниться в футляре или специальном пенале. Подкладная доска должна лежать в специальной папке. Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул.
6. СЛАЙД - Содержание и тематика работы с детьми в детском саду. –
• Посещение «Центра ремесел».
• Знакомство с работами из пластилина, особенностями материала, основными приемами лепки.
• «Фруктовые фантазии».
• «Снегири на ветках» .
• «Кружатся снежинки».
• «Снеговик» .
• «Рыбки в аквариуме».
• «Парусник» .
• «Подснежники для мамы».
• «Лети, ракета, к звездам».
• «Бабочки».
• Работа для выставки (самостоятельная).
• Организация выставки для родителей.
7. СЛАЙД - Самостоятельная деятельность детей. - Это игры и экспериментирование с различными материалами и инструментами, дидактические игры по развитию сенсорных представлений, по ознакомлению с окружающим, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, просмотр познавательных передач, мультфильмов, наблюдения.
8. СЛАЙД - Интеграция с образовательными областями. - Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии является интеграция предметных областей знаний. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
9. СЛАЙД – Работы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям всех возрастов, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусины) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
Пластилинография поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу радость от нарисованных картин. Изготовленные картины дети могут подарить друзьям, близким людям, украсить ими комнату и т. п.
Ответы на вопросы родителей.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Мастер-класс по пластилинографии «Снегири»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Уважаемые родители, вы сегодня посмотрели на выставке работы ваших детей. Интересно ли вам было это делать? А сейчас я предлагаю вам самим выполнить работы для выставки, только рассматривать и оценивать их уже будут ваши дети.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Прошу вас отгадать загадку:
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом тут как тут!
(Снегирь).
Попробуем вместе с вами нарисовать отгадку.
Для лепки нам понадобятся: рабочая поверхность, пластилин, трафарет, стеки, дополнительный материал (пуговицы, бусинки, перышки).
Итак, начинаем:
1. Возьмите трафарет, переведите на картон изображение снегиря.
2. Теперь скатайте тонкие столбики и выложите изображение по контуру, плотно прижимая пластилин к основе.
3. Затем отрываем небольшие кусочки пластилина и заполняем все туловище пластилином, размазывая его тонким слоем до границ контура.
4. Крылышко можно сделать из отдельного кусочка пластилина, нарисовать стеком на нем перышки. Для глаза выберите любой дополнительный материал.
5. Можно добавить в изображение, что вам хочется.
Вот и всё! Теперь вы знаете, как нарисовать с помощью пластилина. Поверьте, это совсем не сложный и очень увлекательный процесс.
Творческих Вам успехов!
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ВОСПИТАТЕЛЬ: Спасибо за активное участие, за чудесные картины. Позвольте вам вручить памятки с советами и рекомендациями по обучению детей пластилинографии.
И еще одну памятку я предлагаю составить нам всем вместе. Составление (записывание на листе бумаге) вместе с родителями правил для развития творческой личности.
Игра «Неоконченные предложения»
1. Мой ребёнок станет творческой личностью, если … не буду навязывать ему своего мнения, представлю ему свободу выбора в деятельности.
2. Мой ребёнок станет творческой личностью, если … я создам дома условия для развития творчества.
3. Мой ребёнок станет творческой личностью, если … я буду поддерживать его творческую инициативу.
4. Мой ребёнок станет творческой личностью, если … я буду ему много читать.
5. Мой ребёнок станет творческой личностью, если … я буду покупать ему игрушки, заставляющие ребенка мыслить, проявлять фантазию, мастерить.
6. Мой ребёнок станет творческой личностью, если … я буду творить вместе с ним.
7. Мой ребёнок станет творческой личностью, если … мы с ребенком будем больше путешествовать и др.
2. Домашнее задание для родителей и детей.
1. Проверить, творческий ли вы человек, ответив на вопросы теста «Каков ваш творческий потенциал?»
2. Принять активное участие в конкурс совместных работ родителей с детьми в нетрадиционной технике «пластилинографии» для детсадовского конкурса «Зимние фантазии».
3. Рефлексия.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Уважаемые родители, на прощание мне хотелось бы сказать, что было очень приятно работать с вами. Скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания. Какое ваше мнение о нашей встрече? Продолжите, пожалуйста, предложение «Я сегодня…».
Высказывания родителей.
4. Чаепитие.
Приложение
Тест для родителей «Ваш творческий потенциал»
Выберите один из вариантов ответов.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится, очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы одни:
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
за ответ «а» — 3 очка;
за ответ «б» — 1;
за ответ «в» — 2.
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;
вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — постоянство; вопрос 10 — амбициозность; вопросы 12 и 13 — «слуховую» память; вопрос 11 — зрительную память; вопрос 14 — ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться; вопрос 18 — степень сосредоточенности.
Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.