Татьяна Тимофеева
ТРИЗ для дошколят: развиваем творческие способности
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении многих десятилетий система образования носила информационно-репродуктивный характер, формировала человека-исполнителя, развивала в детях только одну сторону – исполнительские способности: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма и т. п., а более сложная и важная сторона – творческие способности – часто отдавалась воле случая и у большинства оставалась на достаточно низком уровне.
Публикация «ТРИЗ для дошколят: развиваем творческие способности» размещена в разделах
В настоящее время общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе и к первой его ступени – дошкольному образованию, которое создано государством для выполнения социального заказа. Одним из ведущих направлений его инновационной деятельности, с учетом требований ФГОС ДО, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Следовательно, современному обществу необходима педагогика творчества, где знания не передаются, а создаются в процессе познания и преобразования, что и позволяет ребенку быть субъектом образования.
На наш взгляд, успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных учреждений и реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» может быть обеспечена при создании в детском саду условий, способствующих полноценному развитию у воспитанников таких качеств, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. – всего того, что в совокупности составляет творческие способности.
«Превращение» ребёнка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса, который в дошкольных учреждениях имеет скорее признаки «проживания», чем «учения», поэтому, на наш взгляд, если воспитатель владеет алгоритмами организации творческой деятельности, то ребёнок как бы «сканирует» способ мышления взрослого и «прикладывает» его к разным предметным полям. Таким образом, одним из условий развития творчества у детей выступает личность самого педагога. Воспитатель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не сможет организовать для детей действительно творческую деятельность, в процессе которой они будут развиваться.
К сожалению, практика современной системы образования пока ещё далека от совершенства. Выполняя изо дня в день свои профессиональные обязанности, педагог постепенно утрачивает способность к нестандартному мышлению, зачастую идет к достижению цели проторенной дорогой, через набор бессистемных методических шагов, путем проб и ошибок; не ищет новых эффективных путей решения возникающих проблем, а наоборот, прибегает к типовым решениям, не пытаясь анализировать причины их возникновения. При достаточно высоком уровне компетентности профессиональная деятельность реализуется одними и теми же способами, то есть стереотипно. Задачи, направленные на развитие творческих способностей воспитанников, также ставятся педагогами крайне редко.
В процессе поиска новых средств, форм и методов организации воспитания и обучения мы отдали предпочтение технологии ТРИЗ, которая способна решить одновременно вопрос обучения творчеству и педагога, и дошкольника. ТРИЗ-технология интегральна, многофункциональна по своему характеру, способствует развитию творческих способностей и творческого воображения, самореализации, самовыражению личности, интересна и детям, и взрослым, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования, обеспечивает не только качественный, но и увлекательный процесс обучения. Главные задачи технологии ТРИЗ тесно переплетаются с современной концепцией формирования творческой личности, а знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Все это побудило нас к разработке проекта «ТРИЗ для дошколят: развиваем творческие способности».
Актуальность нашего проекта объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Между тем в большинстве случаев образовательные программы дошкольного образования не обеспечивают последовательного и систематического развития творческих способностей детей, которые развиваются в основном лишь стихийно и в результате часто не достигают даже среднего уровня своего развития. ТРИЗ-технология поможет воспитателям изменить процесс обучения, придаст занятиям развивающий характер, активизирует у детей творческий потенциал, что в целом позволит получить положительную динамику в развитии творческих способностей воспитанников.
Основной проблемой проекта стало противоречие между необходимостью формирования творческих способностей детей и реально сложившейся практикой обучения.
Новизна нашей разработки заключается в создании конструктора (комбинации) методов и приёмов технологии ТРИЗ, обеспечивающего развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.
Опираясь на важность и необходимость творческого развития детей дошкольного возраста, мы определили цель нашей работы: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ.
В соответствии с целью нами были сформулированы основные задачи:
- повысить компетентность педагогов в использовании методов и приёмов ТРИЗ для развития творческих способностей воспитанников
- внедрить в образовательное пространство детского сада ТРИЗ-технологию, направленную на развитие гибкости, подвижности, системности, диалектичности мышления и творческого воображения – фундамента творческих способностей – дошкольников в разных видах детской деятельности
- определить влияние данной технологии на развитие творческих способностей детей
- активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития творческих способностей у детей через разработку и использование инновационных форм взаимодействия с родителями.
Объектом нашего исследования стал процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста, предметом - ТРИЗ-технология.
Участниками проекта являются воспитанники дошкольного учреждения, их родители, а также работающие с ними педагоги.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: применение ТРИЗ-технологии в обучении и воспитании детей дошкольного возраста позволит получить положительную динамику в развитии творческих способностей детей, если:
- подготовка педагогов будет носить опережающий характер
- учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, базовый уровень развития его творческого потенциала
- комплексно и системно использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии
- выстроить систему активного включения во взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Мы считаем, что реализация проекта будет способствовать:
- развитию фундамента творческих способностей дошкольников в разных видах детской деятельностях
- творческому росту педагогов
- созданию системы разнообразных форм взаимодействия с семьёй в вопросах развития ребёнка средствами технологии ТРИЗ.
Критериями оценки эффективности проекта мы определили уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста и уровень профессиональной компетентности педагогов в применении ТРИЗ-технологии в обучении и воспитании детей.
На 1 этапе проекта – мониторинго-исследовательском (декабрь 2012 г. – февраль 2013 г.) – нами были определены методологические и теоретические основы опыта, обнаружена проблема, поставлена цель, подобран диагностический комплект – «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» для детей старшего дошкольного возраста, методики диагностики универсальных творческих способностей для воспитанников 4-5 лет (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев); определены начальный уровень развития творческих способностей воспитанников, уровень творческого потенциала и профессиональной готовности педагогов к экспериментальной работе, их тип мышления, а также факт наличия/отсутствия психологической инерции.
Анализ результатов вводной диагностики детей средней, старшей групп показал, что в основном у детей преобладает средний (34%) и низкий (53%) уровень развития творческих способностей, что, в целом, подтверждает актуальность выбранной темы проекта. Тестирование воспитателей и специалистов ДОУ выявило:
- факт наличия у 75 % педагогов психологической инерции (привычки в стремлении использовать только известный и уже опробованный метод)
- нормальный творческий потенциал у 100 % педагогов ДОУ – это свидетельствует о том, что они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества; их потенциал позволит им творчески проявлять себя, если они этого пожелают
- готовность к инновационной деятельности у 74 % воспитателей и специалистов.
В ходе второго, аналитико-формирующего этапа (март – август 2013 г., были проанализированы условия и имеющиеся ресурсы; создан банк методических, психолого-педагогических, диагностических материалов; определены основные мероприятия по реализации проекта, методы и приёмы ТРИЗ, адаптированные для использования в работе с детьми дошкольного возраста; разработан конструктор ТРИЗ-минуток на основе комбинации методов и приёмов технологии ТРИЗ, обеспечивающей развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников; составлены картотеки игр и упражнений, направленных на сравнение систем, на классификацию объекта, формирование умения выявлять функции и ресурсы объекта, определять над- и под-системных связей объекта и т. п. ; изготовлены дидактические игры и пособия («Сенсорный ящик», Круги Луллия, «Имя признака – значение имени признака», экраны для игры «Системный оператор», ленты-кармашки для игры «Данетка», таблицы-модели составления загадок, морфологические таблицы, «Волшебная дорожка» и др.); составлен план мероприятий по повышению квалификации педагогов ДОУ в области применения ТРИЗ-технологии.
На третьем – внедренческом этапе проекта (сентябрь 2013 г. – август 2015 г., шло накопление опыта проведения образовательной деятельности с использованием приёмов ТРИЗ, направленных на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста; был пополнен банк методических материалов конспектами, материалами к семинарам-практикумам, круглым столам, тренингам, деловым играм, родительским встречам и др. Из двух существующих подходов к внедрению ТРИЗ в образовательное пространство ДОУ: выстраивание совместной деятельности педагога с детьми на основе одной алгоритмической цепочки (в этом случае основным содержанием является решение творческой задачи) и использование на традиционном содержании отдельных инструментов ТРИЗ-технологии, нами был выбран второй, поскольку он более доступен начинающему практику. Основной формой овладения детьми методиками творчества стала система творческих заданий, которые предлагались детям через игры, проблемные ситуации, алгоритмы в ходе непрерывной образовательной деятельности, на ТРИЗ-минутках и в течение дня. Необходимым условием являлось практическое воплощение творческой мысли ребёнка в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.
Формирование основ диалектического мышления дошкольников мы начали с работы с противоречиями, т. е. с такими ситуациями, когда к одному элементу предъявляются два несовместимых требования.
Следующим этапом стало введение типовых приемов фантазирования «Оживление – Окаменение», «Увеличение – Уменьшение», «Ускорение – Замедление», «Дробление – Объединение» и др. То, как изменяются предметы и что при этом получается, мы показывали детям как в работе со сказкой, так и при составлении описательных или фантастических рассказов по картине. Большой интерес у дошкольников вызвал метод фокальных объектов, который позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Особый этап работы с дошкольниками – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик, ТРИЗ-игр и упражнений («Салат из сказок», «Знакомые герои в новых обстоятельствах», «Сказка в заданном ключе», «Сказки наизнанку», «Перевирание сказки» и т. п.)
Многие знания, которые дети не могли понять на основе словесного объяснения, они легко усвоили с помощью моделей, которые широко использовались нами в работе с детьми: это морфологическая таблица – практическое составление комбинаторных соединений, метод маленьких человечков, с помощью которого дети знакомились с разными агрегатными состояниями веществ, системный оператор, помогающий увидеть путь развития системы, ее прошлое, настоящее и будущее. Множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления мы решали на материале загадок, обучая детей самостоятельному использованию моделей при их составлении.
Параллельно шла работа по повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей в области применения технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками, обучение педагогов на курсах повышения квалификации, сертифицированных семинарах, представление накопленного опыта внедрения ТРИЗ-технологии на мероприятиях различного уровня.
Четвёртый, аналитико-просветительский этап (сентябрь – декабрь 2015 г., был направлен на проверку успешности выбранных нами методов работы для решения поставленных целей и задач, осуществление анализа результатов итоговой диагностики, оформление материалов опыта.
Анализ результатов итоговой диагностики детей показал преобладание высокого (33%) и среднего (42 %) уровня развития творческих способностей. У 37 % педагогов по результатам тестирования повысился уровень творческого потенциала, что в совокупности свидетельствует о результативности проекта.
Результаты, полученные в ходе реализации проекта, позволили нам сделать следующие выводы:
- использование методов и приёмов ТРИЗ способствовало возникновению у детей положительного эмоционального отношения к образовательной деятельности, возросли познавательная активность и интерес, детские ответы стали в большинстве своём нестандартными и раскрепощёнными, у детей появилось стремление к новизне, к фантазированию;
- регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами дало возможность дошкольникам ежедневно совершать свои маленькие открытия, находить путь к творческой свободе;
- интеграция технологии ТРИЗ в образовательное пространство ДОУ позволила воспитателям изменить процесс обучения: методы и приёмы ТРИЗ придали занятиям развивающий характер, активизировали у детей творческий потенциал, это в целом позволило получить положительную динамику в развитии творческих способностей воспитанников, что подтверждается результатами диагностики, которая показала рост качественных показателей;
- воспитатели повысили свой профессиональный уровень в области использования ТРИЗ-технологии через деятельностное освоение новых форм и методов развития творческого потенциала воспитанников;
- создание системы разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников способствовало повышению их компетентности в вопросах развития творческих способностей детей средствами технологии ТРИЗ, позволило родителям стать полноправными участниками образовательного процесса.
Продуктами проекта стал ТРИЗ-портфель, включающий в себя методические разработки (консультации, семинары-практикумы, деловые игры, тренинги и пр., конструктор ТРИЗ-минуток, картотеки ТРИЗ-игр и упражнений, конспекты занятий с использованием элементов ТРИЗ-технологии, буклеты с описанием методов и приёмов ТРИЗ, ТРИЗ-игры, пособия и оборудование, модели составления загадок, карты-схемы составления вопросов, шаблоны морфологических таблиц и др.