Наталья Крысова
Роль логопедической ритмики в преодолении общего недоразвития речи у детей в деятельности музыкального руководителя
▼ Скачать
Роль логопедической ритмики в преодолении общего недоразвития речи у детей в деятельности музыкального руководителя
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта до-школьного образования роль музыкального руководителя, работающего с детьми с общим недоразвитием речи, заключается в поиске, отборе наиболее значимых средств реализации образовательной обрасти «Речевое развитие» в музыкальной деятельности, как одного из механизмов развития ребенка. В современных исследованиях значение средств логопедической ритмики с позиций эффективности для коррекции речевого развития неоднократно находило подтверждение в работе с взрослыми, страдающими афазией, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Данный аспект послужил основанием для включения логопедической ритмики по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников, открыл дополнительные возможности для успешной коррекции речи в деятельности музыкального руководителя. В основе деятельности музыкального руководителя по преодолению общего недоразвития речи у детей были положены принципы: систематичности (систематизированное изложение материала, доступности, определенной последовательности формирования и предъявления материала, постепенного усложнения упражнений, наглядности и дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его моторного развития и возрастных особенностей.
Публикация «Роль логопедической ритмики в преодолении общего недоразвития речи у детей в деятельности музыкального руководителя» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Ведущей идеей опыта стало создание оптимальных условий для преодоления общего недоразвития речи в музыкальной деятельности средствами логормики. Логоритмические упражнения и игры позволили обеспечить опору на связь слова, музыки и движения, осуще-ствить воздействие на сенсомоторный уровень, создать основу для устранения речевых нарушений. Воздействие логоритмики на детей с речевыми нарушениями проходило в рам-ках как коррекционного, так и формирующего обучения, которое не только исправляло, но и ускоряло формирование отставших от возрастной нормы некоторых функций или их систем с помощью специальных методов: подвижных игр, динамических упражнений, игр-ритмизаций и т. д. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников музыкальным руководителем осуществлялась ледующими средствами логоритмики :
1. Игры – ритмизации. Осуществлялся одбор стихотворений, потешек, попевок с учетом коррекционной направленности. Затем на них накладывались движения, которые соотноси-лись с ритмом речи. Педагог читал весь текст, показывал детям, какие движения следует вы-полнять под конкретные слова текста. Затем эти движения повторялись вместе с детьми. В ходе выполнения игр-ритмизаций происходило развитие координационно-регулирующих функций речи и движения, просодических компонентов речи : ритмичности, мелодики, интонационной выразительности.
2. Динамические упражнения. Это - различные виды ходьбы, перестроений, бега в разных направлениях под музыку. Кроме отработки основных видов движений у детей формировался навык согласования действий со словами текста. Педагог читал текст, дети выполняли заданные движения. В старших группах дошкольники одновременно с движениями самостоятельно произносили текст. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствовало формированию связной речи, обеспечивалась тесная взаимосвязь в развитии музыкального и речевого слуха.
3. Массаж лица, тела, ног. Педагог читал стихотворный текст и выполнял определенные движения (растирание, поколачивание, поглаживание, постукивание биологически ак-тивных зон). Дети повторяли по показу.
4. Пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца на сердце. А в целом пальчиковые игры готовили руку ребенка к письму, способствовали расширению активного словаря. Движения в играх с пальцами выполнялись следующим образом: ведущей рукой, противоположной рукой, обеими вместе. Сочетание движения и слова стимулировали развитие артикуляционного компонента речи, превращали образовательный процесс в увлекательную игру.
5. Упражнения на развитие певческого дыхания и голоса. Использовались упражнения, ос-нованные на методе Б. Толкачева (озвученный выдох – «гимнастика выжимания»); звуковом дыхании М. Лазарева (серия звуковых упражнений под музыку, где каждому звуку соответ-ствует игра или песенка. Во время исполнения дети двигались не под музыку, а движениями показывали, о чем поют - кинезиотоника); приемах по методу В. Емельянова (упражнения для работы диафрагмы «Насос», «Нюхаем цветы», «Греем руки», «Свечи» и др.). Дыхатель-но-артикуляционные упражнения использовались сначала изолированно, затем включались в ролевые ситуации. Они выполнялись под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога и стали основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков.
6. Гимнастика для глаз. Упражнения гимнастики для глаз на начальном этапе подбира-лись без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не по-ворачивая при этом голову. После усвоения детьми основных приемов выполнения упражнений, использовались не только предметы, но и электронные видео игры для глаз. Сочетание текста и картинок способствовало развитию связной речи дошкольника.
7. Подвижные игры. Использование подвижных игр обеспечило координацию слова и музыкально-ритмического движения, что немаловажно в развитии речи дошкольника.
Вся система мероприятий осуществлялась на музыкальных занятиях, праздниках, развле-чениях, в индивидуальной работе. В ходе реализации деятельности по проблеме был сфор-мирован банк методического сопровождения: диагностический инструментарий, перспективный план и конспекты музыкальных занятий на среднюю, старшую группы, картотеки логоритмических упражнений разного характера на основе лексических тем основной образовательной программы дошкольного образования. Таким образом, использование логоритмики, как средства преодоления общего недоразвития речи позволило развить динамический, фонематический слух, физиологическое и фонационное дыхание; обеспечить формирование артикуляционной базы звуков; сформировать и закрепить навык правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения. Успешности данной работы способствовало тесное сотрудничество всех специалистов, работающих в группе для детей с общим недоразвитием речи. Комплексное решение проблемы не только обеспечило предупреждение речевых нарушений у детей, но и благоприятно повлияло на весь организм ребенка, способствуя развитию его личности в целом и дальнейшему успешному обучению в школе.
Литература:
1. Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ 5-7 лет. [Текст] /А. Е. Воронова. – М. :ТЦ Сфера, 2006. – 144 с.
2. Кузнецова, Е. «Логопедическая ритмика» в играх и упражнениях для детей с тяжелым нарушением речи. [Текст] / Е Кузнецова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 128 с.
3. Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. [Текст] / М. Ю. Картуши-на. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
4. Картушина, М. Ю. Логоритмика для малышей. [Текст] / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
5. Исаева, С. И. Физкультурные минутки в начальной школе. [Текст] / С. И. Исаева. – М. : Айрис-пресс, 2004. - 48 с.
6. Касицына, М. А. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. [Текст] / М. А. Касицына, И. Г Бородина. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 216 с.