Людмила Ильина
Познавательно-исследовательская деятельность детей с нарушением зрения старшего возраста совместно с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воздух – невидимка"
Цель: Развивать познавательную активность детей с нарушениями зрения старшего возраста в процессе экспериментирования с воздухом.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить знания детей о свойствах воздуха, его роли в жизни человека и всего живого на земле;
Учить детей определять путем эксперимента наличие воздуха в окружающем пространстве, соблюдая правила безопасности.
Коррекционные:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей с нарушением зрения старшего возраста совместно с родителями» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Темочки
- Формировать сенсомоторные навыки, дыхательные и глазодвигательные функции;
- Развивать ориентировку в микропространстве;
- Развивать речевую активность ребенка.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами;
- Формировать навыки доброжелательного взаимодействия со сверстниками, умение слушать своего товарища.
Словарная работа: лаборатория, опыты, прозрачный, воздушный, порывистый.
Интеграция: «социально – коммуникативная» «познавательно – исследовательская».
Методы: наглядный, словесный, игровой, практический.
Материал: бумажные салфетки, полиэтиленовые пакеты, пластиковые стаканы + трубочки для коктейля, музыкальные свистульки, воздушный шар + пластиковая бутылка + две емкости под горячую и холодную воду, бумажные веера на каждого ребенка.
Предварительная работа: наблюдение за ветром на прогулке, беседы о правилах безопасности при проведении опытов, чтение и рассматривание иллюстраций о воздухе, заучивание стихов, загадок, изготовление из бумаги вееров, корабликов.
Домашняя работа:
Изготовление родителями презентаций о воздухе совместно с детьми.
Ход занятия:
Вход детей в музыкальный зал в исследовательских шапочках.
Загадка:
Всю жизнь с ним живем,
А ни разу не видели. (Воздух).
- Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух?
– Нет.
- Почему мы не видим его?
- Ответ детей.
- Кто нам поможет найти этот воздух?
Никита представляет свою презентацию и рассказывает о воздухе.
- Воздух есть везде. Он не имеет запаха, вкуса, и прозрачен.
- Давайте все же попробуем увидеть воздух.
Опыт №1 «Поймай воздух».
Дети берут полиэтиленовый пакет, «ловят» в него воздух и закручивают его.
- Затем развязывая объемный пакет, выпускают из него воздух.
- Каким стал пакет?
– Пакет стал пустым, потому что в нем нет больше воздуха.
- Дети, как вы думаете, кто нуждается в воздухе?
– Рассуждения детей.
Об этом нам расскажет Ирочка.
- В воздухе нуждается человек, обитатели подводного мира, животные, растения. - Спасибо! Давайте проверим.
Опыт №2 «Вдох - выдох».
Дети подносят салфетку к лицу. При вдохе носом салфетка прилипает к лицу, а при выдохе через рот – отстает от лица.
- Куда попадает воздух, когда мы дышим? - (Ответ детей).
Дети делают вывод, что через нос воздух попадает в легкие.
- А еще где есть воздух?
Приглашается Вика к своей презентации, и она рассказывает про аквариум, в котором обитают рыбки.
- В аквариум подается воздух специальным распылителем для того, чтобы рыбки могли дышать, и вода была чистой.
Проводится эксперимент.
Опыт №3 «Пузырьки в стакане».
У каждого ребенка на столе стоят пластмассовые стаканы с водой и трубочки для коктейля. Дети дуют в трубочки, образуя пузыри в воде.
Затем делают вывод, что если дуть в трубочку, опущенную в воду, в ней появятся пузырьки – это воздух.
- Ветер, ветер! Ты могуч
Ты гоняешь стаи туч…
- Что за ветер такой? Нам об этом расскажет Дима.
– Ветер – это тоже воздух. Он может быть слабым, сильным, порывистым и способен управлять мельницей, парусниками.
- Сейчас мы проверим, действительно ли ветер способен управлять парусниками.
Опыт №4 «Кораблики».
Включив вентилятор и направив на кораблики, находящиеся в емкости с водой дети замечают их движение. Затем предлагается подуть на кораблики, и они снова плывут в разные стороны.
Дети приходят к выводу, что за счет ветра кораблики способны передвигаться.
- Где используется воздух?
Катюша представляет свою презентацию.
- Воздух используется в бытовой технике – в вентиляторе, пылесосе, кондиционере, фене и выполняет разные функции. Он сушит, увлажнят, охлаждает и греет.
Значит, воздух может быть разным и полезным для человека.
Физминутка:
Родители, взявшись за руки, образуют круг.
- Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше, выше… - (родители поднимают руки к верху, а дети берутся за руки и проходят друг за другом то быстрее, то медленнее между родителями, стоящими в кругу.)
- Ребята, что значит «ветер – движение воздуха?
– Ответы детей.
- Давайте проверим, так ли это.
Опыт №5 «Веер»
Дети машут изготовленными своими руками веерами себе в лицо и друг – другу. Таким образом, они чувствуют воздух.
- Где еще бывает воздух?
– В музыкальных инструментах.
- Как же он туда попадает?
Вика рассказывает о воздухе, который находится в инструментах.
- Музыкант дует в инструмент и за счет воздуха образуется звук.
Значит, в музыкальных инструментах тоже есть воздух
Опыт №6 «Поющие свистульки».
В свистульки налита вода, дети дуют в них. Слышится пение птиц.
Воздух вибрирует воду и образует звук.
- Как вы думаете, от чего воздух бывает то холодный, то теплый?
Рома представляет свою презентацию.
- Солнышко нагревает воздух, и он поднимается к верху. Его место стремится занять холодный воздух. Так возникает движение воздуха в природе, т. е. ветер.
Опыт №7 «Воздушный шарик».
Берется воздушный шарик, надевается на пластиковую бутылку и ставится в горячую воду. Шарик надувается. Затем бутылку ставим в холодную воду – он сдувается.
Дети делают заключение, что при нагревании воздух попадает в шарик, и он надувается, а при охлаждении - сдувается.
- Скажите, ребята, так, где же находится воздух?
- Воздух находится всюду.
Итог:
Ребята, вспоминают для чего и кому нужен воздух?
- В конце дети получают от родителей мыльные пузыри, в которых при надувании тоже образуется воздух.