Анна Рылякина
Характеристика деятельности воспитателя в области разработки программы, методических, дидактических материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятия педагогических решений отражает квалификационную готовность педагога разработать и реализовать программу деятельности и принимать решения в различных педагогических ситуациях, осознавая всю полноту ответственности за эти решения и последствия от их реализации.
Темочки:
Компетентность в разработке и реализации образовательных программ позволяет осуществлять преподавание с учетом уровня подготовленности и мотивированности обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов, разработка собственных дидактических и методических материалов являются составной частью педагогической деятельности. Ключевой результат педагогической деятельности во многом определяется тем, насколько компетентно педагог реализует образовательную программу. Компетентность в области разработки программы педагогической деятельности позволяет педагогу добиваться высоких показателей в обучении (воспитании).
Педагогу приходится постоянно принимать решения: как установить дисциплину, как мотивировать обучающихся (воспитанников, как вызвать интерес у конкретного ребенка к занятиям, как обеспечить понимание, и т. д.
Решение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности. При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила, так и творческие (креативные) или интуитивные решения. Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях. Рассмотрим два из них.
1. Умение выбрать и реализовать типовую образовательную
программу, методические и дидактические материалы.
1.1 Характеристика : заключается в том, что педагог хорошо знает типовые образовательные программы, учебники, учебно-методические комплекты в области своей педагогической деятельности и умеет выбрать те из них, которые позволяют достичь поставленных образовательных целей.
1. 2 Параметры:
-Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ.
-Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК,
методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки.
-Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету.
-Рабочая программа предполагает решение воспитательных задач.
-Рабочая программа составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность.
Формы работы и методы методической работы
Компетентный педагог работает индивидуально или в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы. Использует в своей работе сравнительный анализ, мониторинг, планирование, диагностика.
2. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы.
2.1. Характеристика :
Педагог осознает важность принципов дифференциации и индивидуализации обучения, поэтому разрабатывает собственные материалы, позволяющие реализовать эти принципы. Педагоги с высоким уровнем развития педагогической компетентности используют разнообразные методические приемы.
Дидактические средства педагога разнообразны, он обращает специальное внимание на то, с помощью каких дидактических приемов и методических средств можно достичь запланированных образовательных результатов.
2.2. Парметры
-Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов.
-Самостоятельно разработанные педагогом программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество.
-Продуктивно работает в составе групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы.
- Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства.
-Проводит исследования, направленные на доказательство эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов.
Обобщая данные характеристики и параметры показателей можно выделить виды деятельности педагога направленные на развитие компетентности на разных уровнях- это конструктивная деятельность, исследовательская, диагностическая.
Формы работы и методы методической работы
Компетентный педагог работает индивидуально или в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы. Использует в своей работе сравнительный анализ, мониторинг, планирование, диагностика. Участвует в МО, мастер-классах, педагогических конференциях, дает консультацию и многое другое.
Таким образом, компетентный педагог осознает важность разработки и модификации программ, разработки дидактических и методических средств, владеет технологией разработки образовательных программ и реализует ее, добивается, благодаря этому, высоких показателей обученности (воспитанности, а также умеет объяснить коллегам суть нововведений, предложить им свой опыт, участвует в конкурсах, публикует информацию об авторских разработках в специализированной прессе.