Ольга Каваленя
Развитие словаря детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Пралеска» одной из основных задач ставит воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, творческих способностей. Развитие творческой личности включает в себя развитие речи дошкольников, что в свою очередь включает работу над словом - исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.
Публикация «Развитие словаря детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
И от уровня развития речи во многом зависит общее психическое развитие ребенка и его будущая успешность в школе. А для успешного освоения программы обучения в школе у выпускников дошкольных учреждений должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять небольшие рассказы на определенную тему. Решение этих задач невозможно без расширения словарного запаса.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Данной проблеме посвящены работы Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ю. С. Ляховской, Н. П. Савельевой, А. П. Иваненко, В. В. Гербовой, В. И. Яшиной, Е. М. Струниной, А. А. Смаги, А. И. Лаврентьевой и др. Нет такого явления, подчёркивают авторы, которое нельзя было бы обозначить словом или словосочетанием.
Когда развитие речи ребенка отстает, необходимо активизировать этот процесс: побольше рассказывать ребенку, побуждать его пользоваться новыми словами, учить построению фраз. Однако делать это следует осторожно, не перенапрягая его нервную систему непосильными требованиями.
Развивать словарь детей с тяжелыми нарушениями речи эффективно помогает конструктивная деятельность. Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. По своему характеру конструирование сходно с изодеятельностью и игрой. В нем также отражается окружающая действительность. В результате конструирования ребенок создает постройку. Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется и пополняется словарный запас.
С помощью конструктивной деятельности вне занятий можно решать трудности в употреблении предложно-падежных конструкций; наречий, обозначающих взаимное расположение предметов. Дети плохо актуализируют слова, особенно относящиеся к названию частей предметов, геометрических тел, имеют бедные представления о внешнем виде, конструкции, назначении построек, машин, что делает их словарь «пустым», даже произнося слово, ребенок плохо представляет его практический смысл. Все это приводит к трудности в описании предметов и явлений. Например, на занятиях по развитию речи ребенок заучивает слова этаж, подъезд, балкон, чердак, но иногда ему трудно объяснить, что это такое, для чего нужно, какую имеет форму, из чего построен. В дальнейшем, эти слова стираются из памяти, так как не используются в свободной деятельности, в игре. Изучив предлоги, умея выделить предлог в предложении, составить схему, ребенок затрудняется расположить предметы по инструкции или описать взаимное их расположение. С помощью конструирования в активный словарь легко вводить слова, обозначающие материал, свойства, качества и действия предметов. Уделять внимание развитию умений обобщать, сравнивать, противопоставлять. Формировать умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации помогает игра: «Найди другое слово».
Работа с синонимами способствует пониманию возможности подбирать разные слова со сходным значением и использовать их в речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (поезд идет – движется; дом строят – возводят;, к определенной ситуации (Автослесари машину чинят, ремонтируют, к изолированному слову (умный – толковый; старый – ветхий, дети учатся точности словоупотребления в зависимости от контекста.
Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, благодаря которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям (дом старый – новый, человек старый – молодой, к изолированным словам (легкий – тяжелый; большой - маленький). Игра «Скажи наоборот».
При этом проводится не только коррекционная работа и развитие словаря, но и обогащение представлений об окружающем мире.
Поэтому конструктивная деятельность способствует:
- «опредмечиванию» словаря;
-активизации и обогащению словаря приставочными глаголами, предлогами и наречиями, качественными и относительными прилагательными.
-развитию связной речи;
-развитию познавательной активности детей;
-развитию зрительно-пространственной ориентации;
-повышению мотивации;
-снижению нагрузки на детей.