Папки-передвижки

Развитие словаря детей с ТНР

Ольга Каваленя
Развитие словаря детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Программа «Пралеска» одной из основных задач ставит воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, творческих способностей. Развитие творческой личности включает в себя развитие речи дошкольников, что в свою очередь включает работу над словом - исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.

Публикация «Развитие словаря детей с ТНР» размещена в разделах

И от уровня развития речи во многом зависит общее психическое развитие ребенка и его будущая успешность в школе. А для успешного освоения программы обучения в школе у выпускников дошкольных учреждений должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять небольшие рассказы на определенную тему. Решение этих задач невозможно без расширения словарного запаса.

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.

Данной проблеме посвящены работы Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ю. С. Ляховской, Н. П. Савельевой, А. П. Иваненко, В. В. Гербовой, В. И. Яшиной, Е. М. Струниной, А. А. Смаги, А. И. Лаврентьевой и др. Нет такого явления, подчёркивают авторы, которое нельзя было бы обозначить словом или словосочетанием.

Когда развитие речи ребенка отстает, необходимо активизировать этот процесс: побольше рассказывать ребенку, побуждать его пользоваться новыми словами, учить построению фраз. Однако делать это следует осторожно, не перенапрягая его нервную систему непосильными требованиями.

Развивать словарь детей с тяжелыми нарушениями речи эффективно помогает конструктивная деятельность. Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. По своему характеру конструирование сходно с изодеятельностью и игрой. В нем также отражается окружающая действительность. В результате конструирования ребенок создает постройку. Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется и пополняется словарный запас.

С помощью конструктивной деятельности вне занятий можно решать трудности в употреблении предложно-падежных конструкций; наречий, обозначающих взаимное расположение предметов. Дети плохо актуализируют слова, особенно относящиеся к названию частей предметов, геометрических тел, имеют бедные представления о внешнем виде, конструкции, назначении построек, машин, что делает их словарь «пустым», даже произнося слово, ребенок плохо представляет его практический смысл. Все это приводит к трудности в описании предметов и явлений. Например, на занятиях по развитию речи ребенок заучивает слова этаж, подъезд, балкон, чердак, но иногда ему трудно объяснить, что это такое, для чего нужно, какую имеет форму, из чего построен. В дальнейшем, эти слова стираются из памяти, так как не используются в свободной деятельности, в игре. Изучив предлоги, умея выделить предлог в предложении, составить схему, ребенок затрудняется расположить предметы по инструкции или описать взаимное их расположение. С помощью конструирования в активный словарь легко вводить слова, обозначающие материал, свойства, качества и действия предметов. Уделять внимание развитию умений обобщать, сравнивать, противопоставлять. Формировать умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации помогает игра: «Найди другое слово».

Работа с синонимами способствует пониманию возможности подбирать разные слова со сходным значением и использовать их в речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (поезд идет – движется; дом строят – возводят;, к определенной ситуации (Автослесари машину чинят, ремонтируют, к изолированному слову (умный – толковый; старый – ветхий, дети учатся точности словоупотребления в зависимости от контекста.

Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, благодаря которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям (дом старый – новый, человек старый – молодой, к изолированным словам (легкий – тяжелый; большой - маленький). Игра «Скажи наоборот».

При этом проводится не только коррекционная работа и развитие словаря, но и обогащение представлений об окружающем мире.

Поэтому конструктивная деятельность способствует:

- «опредмечиванию» словаря;

-активизации и обогащению словаря приставочными глаголами, предлогами и наречиями, качественными и относительными прилагательными.

-развитию связной речи;

-развитию познавательной активности детей;

-развитию зрительно-пространственной ориентации;

-повышению мотивации;

-снижению нагрузки на детей.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие словаря по теме «Профессии» Развитие речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики, и направлен он на умственное развитие ребенка.

План работы «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» 2-ая младшая группа МБДОУ детский сад №35 Тема:«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Цели: - повышение своего теоретического.

Сценарий праздника «Прощайте, ясли!» Дети входят в зал и встают полукругом у центральной стены или стайкой, в руках и них цветочки. Ведущий : В сентябре, прощаясь с летом.

Вязаные куклы «Пупсы «Ясли-сад»Вязаные куклы «Пупсы «Ясли-сад» Доброго времени суток! Хочу показать мои новые работы,кукол связанных спицами. А теперь давайте знакомиться Это Фионочка которую я закончила.

Развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством двигательного режима в обогащении словаря добрый день уважаемые коллеги! Мы воспитатели первой младшей группы, так же как педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения в.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. Вступление: Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает.

Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития речи.

Семинар-практикум для родителей «Развитие детского словаря» Цель: Просвещение родителей по вопросам развития словаря у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить с особенностями развития.

Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мокрушенский детский сад» План работы по самообразованию на 2015 —.

Весенний праздник вместе с мамой (ясли) Весенний праздник вместе с мамой (ясли) Дети с мамами заходят в зал, останавливаются центральной стены. Ведущая: Весна пришла! Солнышко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие словаря детей с ТНР
Опубликовано: 15 мая 2016 в 10:36
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие словаря детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Каваленя в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД