Яна Ермишкина
Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Речь дошкольников.
Диагностика словаря детей подготовительной группы.
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития речи детей. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, подражают речи окружающих.
Публикация «Речь дошкольников, Диагностика словаря детей подготовительной группы» размещена в разделах
Словарный запас увеличивается до 3500 слов, присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания. Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
К сожалению, занятые родители современных детей мало уделяют внимания развивающим занятиям. Дети часто предоставлены сами себе, их друзья – телефон, планшет, интернет, телевизор. Как может развиваться и совершенствоваться речь при таких условиях? Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т. д.
Возьмите на заметку несколько несложных заданий по выявлению разнообразия и достаточности словаря вашего ребенка. Данные диагностические материалы направлены на проверку того, как ребенок употребляет, осмысливает основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы и наречия.
А. Существительные.
1. Назови предметы, которые ты видишь вокруг.
2. Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
3. Подбери подходящее слово :
* густой, дремучий…
*ласковая, пушистая…
*светит, греет…
4. Назови одним словом :
* Тополь, ива, рябина…
* Катя, Оля, Аня…
* Врач, кондитер, полицейский…
Б. Прилагательные.
1. «Скажи, какое»
Послушай отрывок из стихотворения М. Щеловановой «Утро» :
1. Какое сегодня утро?
Сегодня не будет солнца,
Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро
И, кажется, будет дождь.
Серый, пасмурный день.
2. Сегодня хорошее утро,
Наверное, будет солнце
Сегодня веселое утро.
Обязательно будет солнце.
— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как можно сказать другими словами про этот день? (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? (веселое, радостное, голубое, безоблачное).
А человек может быть хмурым? Да. Как еще можно назвать хмурого человека, какой он? (Сердитый, угрюмый, неприветливый).
2. Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой). Моя мама красивая, ласковая (еще какая). Сегодня у меня настроение хорошее, приподнятое (еще какое). Лес дремучий, темный…
3. Посмотри на картинки, скажи одним словом, что здесь нарисовано? Перечисли эти фрукты и скажи, какие соки из них делают ( на листе бумаги изображены фрукты: яблоко, груша, персик, апельсин, слива).
4. «Что из чего?».
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть предметы на картинках, все эти предметы сделаны из разных материалов.
Вопросы:
- Что это? Какой он?
На картинках изображены: бумажный кораблик, стеклянная ваза, резиновые сапоги, фарфоровая посуда, пластмассовые игрушки, металлическая кастрюля и т. д.
В. Глаголы.
1. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.).
2. Вспомни, кто из животных как передвигается. Ласточка. (летает, кит. (плавает, кенгуру. (прыгает, кузнечик (стрекочет, змея. (ползает…
3. Кто из животных как голос подает? Петух что делает? (кукарекает, тигр. (рычит, мышь. (пищит, корова. (мычит)..
4. Рассмотри картинки, расскажи, кто что делает? ( На картинках: кондитер печет торт, солдат стреляет из автомата, девочка играет в мяч, капитан стоит за штурвалом, мама гладит белье, доктор дает лекарство, пожарный тушит пожар).
Г. Наречия.
*Корова жует сено как?
-медленно.
*Голодная собака ест мясо как?
-Быстро, жадно.
* Рысь бегает как?
-Быстро, стремительно.
*Маму любишь как?
-Сильно.
*Ты поранился, тебе как?
-Больно.
*Черепаха ползает как?
-Медленно.
Для экспресс-диагностики можно все упростить, используя одно задание для проверки использования ребенком всех частей речи.
Игра «Опиши предмет».
Материал: различные предметные картинки с изображением игрушек, животных…
Содержание диагностического задания :
Воспитатель показывает по одной картинке, например: мишка, машина, мяч, зайка, юла, кукла; животные….
Просит ответить на вопросы:
- Что это? (Мяч.)
- Какой он? (Красно-бело-синий, цветной, полосатый, резиновый.)
- Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)
-После игры с ним, тебе становится как?
-Весело…
-Это животное (тигр) передвигается как?
-Быстро, стремительно, иногда тихо, осторожно…
В следующий раз поговорим о пополнении словаря детей.