Оксана Агба
Групповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня на тему «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : закрепление лексико-грамматических категорий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи.
- обобщение и систематизация знаний об овощах;
- формирование представлений о способах приготовления овощей, методах их выращивания. Пополнение словаря соответствующими глаголами;
- пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами;
- совершенствование грамматического строя речи (побор определений, согласование существительных с прилагательными, с предлогами, образование прилагательных);
Публикация «Групповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня на тему „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развитие навыка образования существительных множественного числа;
- развитие связной речи. Развитие навыка составления рассказа-описания с опорой на схему;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств.
- развитие связной речи, словесно-логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, пространственных представлений.
Воспитательные задачи:
-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: мешочек с муляжами овощей, мяч, картинка с изображением огорода, эмблемы овощей по числу детей, схема для составления рассказа -описания.
Продолжительность занятия : 30 минут.
Количество детей : 10 человек.
Форма работы : подгрупповая
1. Организационный момент.
Логопед :
- Ребята, проходите в кабинет, располагайтесь так, чтобы вам было удобно. Я рада вас приветствовать на сегодняшнем занятии, давайте станем в круг, каждый обнимет своего соседа и улыбнется друг другу. Теперь целый день у нас будет замечательное настроение.
2 мин.
Логопед :
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. И зовут его Чиполино. Он пришел к нам из сказки, которую написал итальянский автор Джани Родари. Чиполино принес с собой волшебный мешочек. Давайте посмотрим что там (дети смотрят в мешочек и по одному достают из него муляжи овощей, называют их).
Логопед :
- Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом? (овощи)
Основная часть.
1. Беседа об овощах. Расширение словарного запаса по теме. Закрепление знаний об овощах. Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными).
3 мин.
Логопед :
- Ребята, а еще какие овощи вы знаете? (достает остальные муляжи овощей)
- Почему я назвала их подарками осени? (созревают осенью)
- Где растут овощи? (в огороде на грядках)
- А как растут овощи? (достается картинка с изображением огорода)
Овощи могут расти в земле и на земле. Давайте назовем те овощи, которые растут в земле? (свекла, морковь)
- Как вы узнали? Чем они отличаются от остальных? (корешок есть)
- Ребята а как выращиваются овощи? Что нужно делать? (посадить, поливать, рыхлить, полоть, удобрять)
- Вы знаете как готовят овощи? Что с ними делают? (жарят, варят, тушат, солят, консервируют, замораживают, делают заготовки на зиму – сок, икру)
- А какие овощи вы любите? Вика, какой овощ ты любишь? (горох)
- Почему? Какой он? (он зеленый, сладкий, вкусный)
- Маша, а ты какой овощ любишь? (помидор)
- А он какой? (красный, сочный, круглый)
(логопед спрашивает остальных детей и просит их описать свои любимые овощи)
Логопед :
Развитие координации. Развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Развитие навыка образования существительных множественного числа.
5 мин.
- Ребята, еще Чиполино любит играть в мяч, предлагаю поиграть в игру с мячом «Назови ласково».
- Я буду вам мяч бросать и овощ называть, а вы мяч мне возвращать и ласково его называть.
Картошка-картошечка
Морковка-морковочка
Капуста-капустка
Пормидор-помидорчик
Огурец-огурчик
Горох-горошек
Перец-перчик
Репа-репка
Свекла-свеколка
Лук-лучок
Чеснок-чесночок
Логопед :
- А теперь правила игры изменятся, я вам бросаю мяч и называю один овощ, а вы возвращаете мне мяч и говорите как будет, когда их много:
Игра «Один-много».
Огурец-огурцы
Помидор-помидоры
Кабачок-кабачки
Репа-репы
Тыква-тыквы
Баклажан-баклажаны
Перец-перцы
- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Чиполино говорит что он устал и хочет отдохнуть, давайте и мы с ним немного разомнемся.
3. Физкультминутка. Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, просодической стороны речи.
3 мин.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко.
И вернемся по дорожке.
Дети маршируют на месте,
идут по кругу, взявшись за руки, «таскают», «копают», «срезают», показывают руками,
«рвут», идут по кругу, взявшись за руки.
4. Игра «Магазин».
Развитие навыка образования прилагательных.
Развитие связной речи. Развитие навыка составления рассказа-описания.
5 мин.
Логопед :
- Ребята, вы пришли в магазин за овощами. Но, чтобы купить овощ, вы должны не произнося рассказать так, чтобы продавец понял, что вам нужно. Поможет вам в этом схема.
Например: Этот овощ растет на земле. Он круглый, красного цвета. На вкус овощ кисло-сладкий. Снаружи покрыт тонкой кожурой, внутри мякоть с мелкими семенами. Я хочу из него приготовить томатный сок.
(дети выходят по одному, описывают овощ и логопед выдает им муляжи)
5. Игра «Повар».
Координация речи с движением. Закрепление знаний об овощах.
7 мин.
Логопед :
- Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.
Раз, два, три, четыре, пять
(Дети считают хором, хлопают, топают, крутятся, останавливаютс)
начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
ножками потопаем.
Покрутились, покружились,
В овощи вы превратились.
(Каждому ребенку прикрепляется эмблема овоща.)
— Что это? (Капуста.)
— Кем ты будешь? (Капустой.)
(Аналогично проговаривая с каждым ребенком.)
— В каком виде можно есть овощи? (В тушеном, вареном и т. д.)
— Какие овощи можно варить? (Картофель, свеклу.)
— Какие овощи можно солить? (Помидоры, огурцы.)
— Какие овощи можно тушить? (Кабачок, капусту.)
— Какие овощи можно жарить? (Картофель, капусту.)
— Какие овощи можно печь? (Картофель.)
— Решила я сварить суп. Какие овощи я положу в суп?
(Выходят дети с эмблемами овощей : картофель, лук, морковь, чеснок.)
— Что-то здесь много картофеля. Какой суп получился? (Картофельный.)
— А если я добавлю гороха, какой суп получится? (Гороховый.)
— Решила я щи сварить, какой овощ я добавлю? (Капусту.)
— А сейчас сварю борщ. Какой овощ надо добавить? (Свеклу.)
— Много интересного вы рассказали об овощах, превращу я вас в ребят: Раз, два, три, четыре, пять — вижу снова я ребят.
III. Итог занятия и оценка работы детей.
2 мин.
Рефлексия.
Логопед :
- Ребята, чем сегодня мы занимались на занятии? Что вам понравилось? Что оказалось самым сложным для вас? Что больше всего запомнилось? Мне интересно было с вами поработать, а теперь нам пора возвращаться в группу.