Наталья Бухаркина
Гражданско патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особенно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста. К большому сожалению материальные ценности начали в большей степени преобладать над духовными, поэтому у детей размыты представления о милосердии, доброте, справедливости, великодушии, гражданственности и патриотизме. В период неустойчивости в обществе возникает необходимость вернуться к добрым традициям нашего народа, к его исконным корням, к таким незабвенным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Гражданско патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитание любви к своей Родине должно восприниматься как тернистый, длительный процесс, который необходимо осуществлять ненавязчиво и регулярно. Подобно любому другому чувству, чувство патриотизма обретается независимо и переживается индивидуально. Патриотизм напрямую связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, педагог, не будучи патриотом, не может пробудить в детях чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не принудить, так как в истоке патриотизма лежит духовное самоосуществление.
Работу по патриотическому и гражданскому воспитанию следует начинать с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Ежедневно ребёнок в детском саду окружен радостью, улыбками, друзьями и весёлыми играми. Под руководством педагога у детей постепенно формируются элементы патриотического и гражданского чувства.
В нашем саду патриотическое воспитание является важнейшим направлением. Любовь и уважение к Родине, культуре и народному творчеству, мы прививаем детям через традиции и праздники. Так, например, праздник «День защитника Отечества», помог детям еще больше понять и прочувствовать, что такое Отечество и кто такие защитники. С помощью бесед, музыкальных досугов, творческих работ, мы проявили интерес у детей к познанию настоящего и прошлого Отечества. А так же старались воспитать в ребенке чувство гордости, уважения и трепетного отношения не только к защитникам нашей страны, но и ко всем родным и близким, старшему поколению и сверстникам.
В России каждый праздник несет свою традицию, через которую раскрывается в ребенке гражданское и патриотическое воспитание, появляется желание соблюдать и сохранять их. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников. С этой целью в нашем детском саду был создан мини-музей «Изба» и создана система работы с детьми по этому направлению. Этот музей наглядно показывает традиции времени наших дедушек и бабушек. Благодаря ему, дети могут посмотреть, как жили раньше наши предки, какую они носили одежду и чем занимались в свободное от работы время. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т. д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.
Сегодняшнее время – время высоких технологий и интернета. Большую популярность в дошкольных образовательных организациях, набирают акции, которые открывают перед педагогом безграничное поле для творческого поиска и самовыражения. В нашем саду были проведены акции по нескольким направлениям.
- экологическое воспитание;
- гражданское и патриотическое воспитание;
- культурное воспитание.
К участию в них старались приобщить не только детей, но и их родителей. Акция способствует сплочению семьи. Также с помощью данных акций мы воспитываем в ребенке бережное отношение к природе, знакомим с государственной символикой, с крупными городами и регионами нашей страны. Воспитываем гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чем-либо: спорте, науке, образовании и т. д.
Например, акция «Покормите птиц» помогла воспитать в детях бережное отношение к живому миру. Изучить природу родного края, воспитать экологическую культуру.
Акции «День отца» и «День матери» помогли воспитать в дошкольнике любовь, привязанность, уважение к семье.
Акция «Народная игрушка» познакомила детей с культурными традициями народов России. Был проведен мастер-класс по изготовлению матрешки из цветной бумаги.
Акция «Верим в Россию» помогла познакомить ребят с термином «Олимпиада». Воспитывать чувство гордости за нашу команду на олимпиаде в Пекине.
Акция «Блокадный хлеб» показала детям трудное и страшное время 1944 года. Это история нашей страны. Об этом мы не имеем право забывать. Беседа и литература помогли донести дошкольникам, как тяжело было людям в то время, что им пришлось пережить, чтобы получить кусочек заветного хлеба.
Акция «Добрые крышечки» порадовала детей своей легкостью и яркостью. Дети узнали, что крышки очень даже полезны в игре.
Литература, музыка, изобразительное искусство, беседы, рассматривание видеофильмов, посещение музеев, парадов – это все является мощным средством гражданского и патриотического воспитания. Воспитание любви к Родине, к людям, живущим в ней. Уважение к труду человека, к его результату. Гордость за свою историю, за свой народ и за свою страну. Все эти чувства я стараюсь пробудить и воспитать в детях. Глядя на них, я уверена, что мне это удается.