НАТАЛЬЯ КОТЕНКОВА
Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние и на современное воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Ставя перед собой цель - подготовить ребенка к безболезненному и органичному включению во взрослую жизнь (речь идет о его всесторонней социализации, дошкольное образование должно учитывать изменившиеся социальные реалии и в соответствии с этим менять свою воспитательную стратегию.
Публикация «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
.Т. к. мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, который требует от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, которой предстоит учиться долгие годы. Другими словами, нашим детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими иных знаний, профессиональных и личностных качеств.
Поэтому, не зря, концепция непрерывного экономического образования детей и молодежи, заявленная РАО, совершенно оправданно включает в единую систему и дошкольный возраст, справедливо считая экономическое воспитание необходимым и актуальным с детских лет.
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая как область «разумного ведения домашнего хозяйства», «искусство ведения домашнего хозяйства» экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Пpoграмма Шатовой А. Д., которую я использую в своей работе, рассчитана на работу педагога с детьми в условиях общественного дошкольного воспитания, хотя, бесспорно,
первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Именно
в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.
Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок – дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме
Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д. Экспериментальные данные показывают: уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому: связь понятий — труд и деньги — обнаруживается уже в четырех-пятилетнем возрасте. На наш вопрос: «Как ты думаешь, откуда деньги берутся?» — 80 процентов детей, участвующих в эксперименте, отвечали: «На работе, их зарабатывают».
Семья — это реальная экономика и, но справедливому мнению
известного ученого и педагога Е. А. Аркина, «в семье
не учатся жить, а живут». Дети видят настоящие деньги, труд своих близких, их трудовые доходы (зарплату, принимают участие в покупках и приобретениях для членов своей семьи.
Давая рекомендации родителям по формированию экономического мышления придерживаюсь мнения доктора философии Беверли Ноер Фельдмана, который считал, что: «Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу». Я полагаю, что с детства следует воспитывать правильное отношение к деньгам. Я всегда стараюсь показать, как делать вредно для детей слишком много вместо того, чтобы научить их трудовой этике и дать представление о цене денег.
Поэтому рекомендую использовать шесть правил экономического воспитания детей по Фельдману : учить бережливости; давать детям карманные деньги; привлекать к работе по дому; не использовать деньги для подкупа и наказания; не делать тайны из семейного финансового положения; рассказывать детям о своей работе.
Таким образом, основы экономики, экономического воспитания — и это определенно — закладываются в семье. Это — глобальная социальная проблема, которая может быть решена сообща родителями и педагогами дошкольных учреждений.
. Это — глобальная социальная проблема, которая может быть решена сообща родителями и педагогами дошкольных учреждений.
Что же поможет формированию экономического мышления?
В условиях общественного дошкольного воспитания решение экономических задач если не сложнее, то своеобразнее в силу условности ситуации, некоторой ее отдаленности от взрослой жизни. В детском саду дети тоже «покупают», продают», и расплачиваются за покупки деньгами, однако все это происходит в играх, в условной ситуации, порой очень не похожей на то, что происходит в реальной жизни.. Здесь как бы подтверждается имеющийся опыт к окружающему предметному миру, результатам труда людей.
В качестве предпосылок экономического воспитания можно выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными. По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни — миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется другим. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операциональную деятельность, в частности трудовую, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И, естественно, упускать из виду этот период взрослым никак нельзя. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.