Анастасия Мухаметзянова
Грамотность для жизни. Развитие языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и развития речи
▼ Скачать +Заказ
«Для чего нам это нужно?»
«Чем мне это пригодится в жизни?»
Такие вопросы не раз слышал каждый педагог от своих учеников. Школа непосредственно должна развивать у детей навык использовать свои знания в жизни.
Языковая грамотность - это владение нормами устного и письменного языка в различных сферах общения. Если выпускник может грамотно отвечать на вопросы, формулировать свои мысли, может заполнить анкету или правильно составить заявление, успешно пройти собеседование при устройстве на работу, значит у нашего выпускника была сформирована языковая грамотность.
Публикация «Грамотность для жизни, Развитие языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и развития речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Как же сформировать языковую грамотность в школе?
Во-первых, важно по-новому взглянуть на домашнее задание. Продумать несколько ситуаций, в которых может оказаться ребенок. Например, ученик стоит в очереди на кассе, покупает билет на автобус или столкнулся с конфликтной ситуацией на улице. Как он себя поведет в данный момент? Учащимся предоставляется возможность выбрать одну из тем и составить диалог от первого лица. Таким образом, формируется не только языковая функциональная грамотность, но и отрабатываются орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые нормы.
Можно поработать с учебниками других предметов. Например, найти предложения по изученной теме и объяснить правильность своего выбора.
На уроках, работая с текстом, важно составлять план к данному тексту, находить ключевые слова и писать аннотацию к тексту. Так ученики могут формулировать умозаключения и ориентироваться в микротемах, находить главную информацию текста, что непосредственно необходимо в жизни.
Прочитав текст, можно составить вопросы по тексту. Вопросы должны быть грамотно сформулированы, полными, чтобы дети понимали, к какому тексту относится заданный вопрос. Необходимо избегать личных местоимений в своих вопросах, используя только имена собственные.
Редактирование. Это могут быть тексты с заданиями по изучаемой теме, но в них допущены как орфографические, пунктуационные, так и речевые ошибки. Ребятам приходится сначала отредактировать текст или предложения, только потом работать с текстом по теме урока. Например, дается набор предложений и задание к ним: «Списать предложения, подчеркнуть грамматические основы». Предложения: 1) На лисной опушке распускаюца калаколчики, шыповник. 2) Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью. В первую очередь ученикам предстоит и исправить ошибки в предложениях, а затем выполнить задания к ним.
Таким образом, осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках школьных предметов.