Елена Тетерина
Консультация для педагогов ДОУ «Формы написания календарного плана в детском саду согласно требованиям ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы ДО – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ, внесло в действующую структуру планирования значительные изменения. Эти изменения находят свое подтверждения в ФГОС ДО в настоящее время.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Формы написания календарного плана в детском саду согласно требованиям ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Планирование. Планы работ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
2 Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.
Слайд 2
Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании :
объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.
Календарный план образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
Слайд 3
Как бы ни был оформлен план образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям :
основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
Слайд 5
Как я уже сказала в связи с введением ФГТ к структуре оо программы были внесены значительные изменения. в действующую структуру планирования Эти изменения находят свое подтверждения в ФГОС ДО в настоящее время, поэтому, одной из предложенных форм планирования остается модель по которой ведется календарное планирование во многих ОО нашего района. Какие недостатки уважаемые ст. воспитатели вы отмечаете в процессе работы с такой формой планирования? (отметить недостатки и преимущества данной формы планирования).
Слайд 6
Предлагаю еще несколько моделей календарного планирования. (слайды)
Слайд 7
За годы педагогической практики сменилось много разных видов календарного планирования. менялось время, педагоги, образование, с которым приходили педагоги, и естественно менялись планы, модернизировались, упрощались в написании, привнося новые технологии (компьютер). Но привнося новое, забылось то положительное, что было в старых планах, и на сегодняшний день многие календарные планы стали неконкретные, размытые. Парой сам воспитатель не может разобраться, что же он сегодня проводит или упускает какой-то раздел, форму работы с детьми, сам об этом даже не подозревая. Ему легко заблудиться в море ежедневных проблем и упустить что-то очень важное для ребенка.
Творческая группа нашего детского сада рассмотрела несколько вариантов календарного планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО и теперь мы хотели бы предложить вам на суд уважаемые старшие воспитатели.
Слайд 8
Поэтому, используя опыт работы наших коллег мы постарались доработать их план и взять на вооружение. Предлагаю новую схему планирования (слайд)
Работа с моделями планирования (предлагаю по подгруппам заполнить готовые шаблоны)
Слайд 9,10,11
Все модели календарного планирования в принципе одинаковы, каждая ОО вправе самостоятельно разработать свою модель планирования, однако нужно придерживаться определенных правил:
Слайд 12
Технология разработки календарных планов.
• Начинать написание плана с режимных моментов : утро; день; вечер.
• Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
• Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
• Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры — очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности).
• Соответствие программно-методическому обеспечению.
• Включать все виды детской деятельности.
• Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.
Существуют следующие принципы планирования работы с детьми :
• Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).
• Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
• Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
• Учтены время года и погодные условия.
• Предусматривайте в плане чередование организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.
• Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости. (мы знаем, что занятия требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения, следует организовывать в 1 половину дня.
• Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.
• Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.
• Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
• Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.
• Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов
• Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.
• Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.
• В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.
• Должна быть прослежена работа с родителями.
Слайд 13
Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения (слайд)
1. Титульный лист
2. Список детей группы
3. План работы с родителями
4. Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам)
5. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)
6. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
7. Планирование самостоятельной деятельности детей
8. Планирование гимнастик
9. Рекомендации специалистов
Итак, делаем выводы: планирование должно отражать три стороны педагогической работы :
1. Организованное обучение (система фронтальных или подгрупповых занятий в соответствии с программой и сеткой занятий).
2. Совместная деятельность взрослых и детей.
3. Планирование самостоятельной деятельности детей.